дело № 3а-46/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 5 ноября 2019 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Фирма Белпласт» Осокина С.В. (доверенность от 10 июня 2019 года),
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В. (доверенность от 16 апреля 2018 года № <...>),
представителя заинтересованного лица администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Александровой А.В. (доверенность от 5 декабря 2018 года № <...>),
административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Фирма Белпласт» к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, в размере его рыночной стоимости 16328000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Фирма Белпласт» (далее также ООО «Фирма Белпласт», общество) подало в суд административный иск к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл (с учетом уточнения предмета требования) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, в размере его рыночной стоимости 16328000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.
ООО «Фирма Белпласт» принадлежит на праве собственности нежилое здание, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 мая 2019 года кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества составляет 31852070,18 рублей по состоянию на 2 июля 2012 года. Согласно отчету от 9 февраля 2019 года № <...> рыночная стоимость этого объекта недвижимого имущества составляет 7548000 рублей по состоянию на 2 июля 2012 года. Таким образом, кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества существенно превышает рыночную стоимость. Обращение ООО «Фирма Белпласт» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.
В судебном заседании представитель административного истца «Фирма Белпласт» Осокин С.В. административный иск поддержал с учетом уточнения предмета требований.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. (доверенность от 20 июня 2019 года № <...>) в судебном заседании от 30 октября 2019 года административный иск признала, пояснила, что замечаний по экспертизе у неё нет.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В., представитель заинтересованного лица администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Александрова А.В. оставили рассмотрение административного иска на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, извещенных судебными повестками, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 16.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что 1 января 2017 года является единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно частям 2, 4 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ООО «Фирма Белпласт» принадлежит на праве собственности нежилое здание, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...> наименование: производственный корпус, кадастровый номер <...>, что подтверждается правоустанавливающими и правоподтверждающими документами (л.д. 6-12).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 декабря 2012 года № 464 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Марий Эл по состоянию на 2 июля 2012 года (введены в действие постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 февраля 2015 года № 29). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 2 июля 2012 года составляет 31852070 рублей.
Согласно представленному стороной административного истца отчету от 9 февраля 2019 года № <...> рыночная стоимость этого объекта недвижимого имущества составляет 7548000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года (л.д. 27-112).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
Судом по ходатайству стороны административного истца была назначена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости вышеуказанного нежилого здания, проверки соответствия отчета от 9 февраля 2019 года № <...> требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости нежилого здания, в отношении которого определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 7 октября 2019 года № <...>, выполненному экспертом общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы» Кудряшовым Д.Г., отчет от 9 февраля 2019 года № <...> об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, составленный ИП С. Д.Г., согласно которому его рыночная стоимость по состоянию на 2 июля 2012 года составляет 7548000 рублей, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость данного объекта определена неправильно; действительная рыночная стоимость объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, по состоянию на 2 июля 2012 года, составляет 16328000 рублей.
Представителем Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г., представителем ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В., а равно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимого имущества либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.
В силу части 2 статьи 59 КАС РФ заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Как следует из заключения эксперта от 7 октября 2019 года № <...>, экспертиза по определению рыночной стоимости нежилого здания коровника выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием данного объекта. При определении рыночной стоимости нежилого здания эксперт применил затратный подход. В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
Оснований не доверять выводам эксперта Кудряшова Д.Г. не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Эксперт Кудряшов Д.Г. имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, суд определяет кадастровую стоимость вышеуказанного нежилого здания в размере его рыночной стоимости, установленной заключением эксперта от 7 октября 2019 года № <...>, в размере его рыночной стоимости 16328000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно пункту 15 статьи 378.2, пункту 2 статьи 403 НК РФ (в редакции закона № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеприведенные положения НК РФ (в редакции закона № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Как следует из решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл от 14 марта 2019 года № 108 ООО «Фирма Белпласт» обратилось в данную комиссию с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества 19 февраля 2019 года (л.д. 13, 14).
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск ООО «Фирма Белпласт» к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...> кадастровый номер <...>, в размере его рыночной стоимости16328000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Фирма Белпласт» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, наименование: производственный корпус, в размере его рыночной стоимости 16328000 рублей, по состоянию на 2 июля 2012 года.
Датой подачи заявления считать подачу ООО «Фирма Белпласт» обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл – 19 февраля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: нежилого здания, литер А, А1, общей площадью 2570,9 кв.м, адрес объекта: <...>, кадастровый номер <...>, наименование: производственный корпус.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2019 года