Судья Бардин М.Ю. Дело № 33-16798/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск, Московская область 15 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ризиной А.Н.
судей Матета А.И., Филинкова Н.И.,
при помощнике Давыдовой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Галкину Д. В. об истребовании имущества,
по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Истринского городского суда Московской области от 6 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ризиной А.Н.,
объяснения представителя Галкина Д.В. – Ильина А.А.,
установила:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в суд с иском к Галкину Д.В., в котором просил истребовать из чужого незаконного владения Галкина Д.В. земельный участок с КН <данные изъяты> площадью 4388 кв.м., налагающийся на земли лесного фонда городского округа Истра, Истринского лесничества, Новоиерусалимского участка лесничества, Истринского лесотехнического участка Истринского сельского участкового лесничества, истребовать из чужого незаконного владения Галкина Д.В. часть земельного участка с КН <данные изъяты> площадью 6 690 кв.м., налагающийся на земли лесного фонда городского округа Истра Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка Истринского сельского участкового лесничества, исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с КН <данные изъяты>
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» №4 при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройств определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекаются с землями лесного фонда Московской области городского округа Истра, Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества Истринского лесотехнического участка, квартал <данные изъяты> выдел 48 Истринского сельского участкового лесничества квартал <данные изъяты>, выдел 2. Площадь пересечения - 4 388 кв.м. В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» <данные изъяты> при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройств, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекаются с землями лесного фонда Московской области городского округа Истра, Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества Истринского лесотехнического участка, квартал <данные изъяты> выдел 40, Истринского сельского участкового лесничества квартал <данные изъяты>, выдел 1. Площадь пересечения - 6 690 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2380 м от ориентира направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>; площадь 4 400 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; правообладатель Галкин Д.В. В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2550м от ориентира направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> площадью 8540 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, правообладатель Галкин Д.В. Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорные земельные участки незаконно находятся в собственности ответчика по следующим основаниям. Спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда находящимся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, подтверждением воли собственника спорного земельного участка лесного фонда на его передачу в частную собственность могло бы служить доказательство перевода спорного земельного участка в категорию земель, позволяющих отчуждение в частную собственность.Сведениями о переводе спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в иную категорию земель, Рослесхоз не обладает. Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо сведений, содержащихся в ЕГРН является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду. Так, согласно сведениям выписки из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> сформирован и поставлен на кадастровый учет 24.06.2010г., а по материалам лесоустройства расположен в границах городского округа Истра, Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества Истринского лесотехнического участка, квартал 21 выдел 48 Истринского сельского участкового лесничества квартал <данные изъяты>, выдел 2. Так, согласно сведениям выписки из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.06.2010г., а по материалам лесоустройства расположен в границах городского округа Истра Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества Истринского лесотехнического участка, квартал 20 выдел 40 Истринского сельского участкового лесничества квартал <данные изъяты>, выдел 1. Таким образом, учитывая, что <данные изъяты>, выделы 1, 2 Истринского сельского участкового лесничества, квартал <данные изъяты>, 21 выдел 40, 48 городского округа Истра, Истринского лесничества Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был,формирование и постановка на кадастровый учет в его границах вышеуказанных земельных участков была произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. Более того согласно космоснимкам, представленным на публичной кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru) спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда представляют собой лесной массив с высокой плотностью лесонасаждений.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, будучи надлежащеуведомленным о дате месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ответчика Галкина Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Третьи лица Комитет лесного хозяйства Московской области, филиал ФГБУ ФКП Росреестра МО, Управление Росреестра МО в судебное заседание не явились, о дате месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Решением Истринского городского суда Московской области от 6 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требованийФедерального агентства лесного хозяйства к Галкину Д. В. об истребовании части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4 388 кв.м., части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 6 690 кв.м., исключении из ЕГРН сведений о земельных участках отказано.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства подали на него апелляционную жалобу, в которой просили отменить решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом, сослались на то обстоятельство, что судом первой инстанции при постановлении решения неверно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, нарушены нормы материального права.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, будучи надлежащеуведомленным о дате месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ответчика Галкина Д.В. в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Третьи лица Комитет лесного хозяйства Московской области, филиал ФГБУ ФКП Росреестра МО, Управление Росреестра МО в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также того обстоятельства, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки сторон и третьих лиц, провел судебное заседание в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика,судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Установлено, что собственником земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4400 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 8540 кв.м. является Галкин Д.В. на основании договора купли-продажи от 21.06.2012г., заключенного между ЗАО «Победа» и Галкиным Д.В., регистрация права произведена <данные изъяты>г.
Право собственности на спорные земельные участки возникло у ЗАО «Победа» на основании постановления Главы Администрации Истринского района Московской области от 24.11.1992г. <данные изъяты>.
Как договор купли-продажи земельных участков от 21.06.2012г., так и постановление Главы Администрации Истринского района Московской области о выделении земельных участков ЗАО «Победа» <данные изъяты> от 24.11.1992г. не оспорены и в установленном порядке не признаны недействительными.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» <данные изъяты> при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекаются с землями лесного фонда Московской области,городского округа Истра, Истринского лесничества, Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка,квартал 21 выдел 48, Истринского сельского участкового лесничества квартал 15, выдел 2, площадь пересечения - 4388 кв.м.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг»<данные изъяты> при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекаются с землями лесного фонда Московской области, городского округа Истра, Истринского лесничества, Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка, квартал 20 выдел 40, Истринского сельского участкового лесничества квартал 15, выдел 1, площадь пересечения - 6690 кв.м.
Исходя из сведений официального сайта Росреестра спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и поставлен на кадастровый учет <данные изъяты>, а по материалам лесоустройства расположен в границах городского округа Истра, Истринского лесничества, Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка, квартал 21 выдел 48, Истринского сельского участкового лесничества квартал 15, выдел 2;земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и поставлен на кадастровый учет <данные изъяты>, а по материалам лесоустройства расположен в границах городского округа Истра, Истринского лесничества, Новоиерусалимского участкового лесничества, Истринского лесотехнического участка, квартал 20 выдел 40, Истринского сельского участкового лесничества квартал 15, выдел 1.
В соответствии с космоснимками, представленными на публичной кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru) испрашиваемые земельные участки представляют собой лесной массив с высокой плотностью лесонасаждений.
Статьями 301,302 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельных участков) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" и пришел к выводу об отсутствии оснований для истребования части спорного земельного участка из владения ответчика.
При этом, суд принял во внимание то обстоятельство, что права Галкина Д.В. на земельные участки возникли 17.07.2012г. т.е. до 01.01.2016г., следовательно,принадлежность испрашиваемых земельных участков к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и полагает, что разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, незаконно находятся во владении ответчика, а следовательно, отсутствуют правовые основания для истребованияобъектов недвижимости из чужого незаконного владения.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, довод апелляционной жалобы о том, что границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующими материалами лесоустройства, которые подтверждают нахождение испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда, судебной коллегией отклоняется, поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о постановке земель лесного фонда на кадастровый учет с установлениемграниц земельных участков лесничеств, согласования данных границ со всеми смежными землепользователями,а представленные им документы таких доказательств не содержат.
Кроме того, 11.08.2017 года вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона №280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ (далее - Федеральный закон №172-ФЗ), согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 280-ФЗ положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В своем Определении от 21.09.2017 N 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Право собственности ответчика, как и его правопредшественника, на спорные земельные участки зарегистрировано ранее 01.01.2016 года, доказательств нахождения указанных земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий не представлено, в связи с чем принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а следовательно, испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, что исключает возможность их включения в лесной фонд.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, при разрешении спора определены судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению состоявшегося судебного решения, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Истринского городского суда Московской области от 6 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи