Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4069/2018 от 25.06.2018

Дело № 2-4069/2018 копия

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 11.07.2018

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретареБуяльской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСАНОВИЛ:

Свердловской транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу обратился в суд с иском к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование иска указано, что Свердловской транспортной прокуратурой в *** проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Уральская вертолетная компания», расположенного по адресу: ***. Производственная деятельность общества осуществляется на земельном участке по адресу: *** на основании договора аренды земельного участка ***-м от ***. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу общества, являются две взлетные площадки и вертолеты. При работе двигателей вертолетов в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, углерод, диоксид серы метан, керосин и другие. Кроме того, источниками загрязнения атмосферного воздуха также являются эксплуатируемые транспортные средства и котельная.

Согласно представленной справке в период с *** по *** ООО «Уральская вертолетная компания» эксплуатировало 6 автомобилей, 1 топливозаправщик, 1 вертолет. Согласно технического отчета за *** год, в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов: обтирочный материал, смет с территории, смесь нефтепродуктов, шайбы из прокладки, упаковки из бумаги и картона, которые передаются сторонним организациям для утилизации.

В ходе проверки установлено, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного ООО «Уральская вертолетная компания» истек ***.

С *** до настоящего времени общество осуществляет выброс (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Кроме того, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, обществом не представлена в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований просит обязать ООО «Уральская вертолетная компания» получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Барбашин М.А. поддержал уточненные исковые требования по предмету и основаниям, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Акулова Е.Г. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с письмом ООО «ЭКОГАРАНТ», условиями договора *** от ***, а также п.2.1, договора *** от ***, заключенного между ответчиком и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», ответчик сможет получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не ранее ***. Данный срок находится за пределами требований, заявленных истцом, а значит, ответчик объективно не может выполнить решение суда, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а так же регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно п. 4 ст. 23Федерально закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с учетом всех стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ независимо от того, с превышением или без превышения установленных нормативов.

Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разработанного в 2013 году, основным видом деятельности ООО «Уральская вертолетная компания» является подбор, продажа и организация сервисного обслуживания вертолетов марки *** и ***. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: две взлетные площадки и котельная. На предприятии имеется два вертолета марки *** и один вертолет ***. Для взлета-посадки вертолетов предусмотрены на территории предприятия две взлетные площадки (источники №№6001, 6002). При работе двигателей вертолетов в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, углерод (сажа), диоксид серы, оксид углерода, метан, керосин.

Заправка вертолетов осуществляется на взлетных площадках с помощью топливозаправщика ТЗА-10. При заполнении баков вертолетов в атмосферу выделяются: гексан, метан, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, сероводород, углеводороды предельные С12-С19 (источники №№6001, 6002).

Для теплоснабжения и горячего водоснабжения производственных зданий предприятия предусмотрена котельная, которая введена в эксплуатацию с января 2014. Котельная оборудована котлами «Protherm KLO 60» тепловой мощностью 48 кВт каждый. Один котел резервный. Котлы работают на сжиженном газе низкого давления с годовым расходом 32,9 м3 в отопительный период 270 дней в году. При сжигании газа в атмосферу через две трубы высотой 4,3 м и диаметром 0,18 м (источники №№0001, 0002) поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бенз/а/пирен. При продувке, запуске и техническом обслуживании продувочной свечи, предусмотренной в котельной, в атмосферу через организованный источник № 0003 выбрасываются метан и этантиол (этилмер-каптан).

Согласно справке *** от *** период с *** по *** ООО «Уральская вертолетная компания» эксплуатировало 6 автомобилей, 1 топливозаправщик, 1 вертолет. Согласно технического отчета за *** год, в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов: обтирочный материал, смет с территории, смесь нефтепродуктов, шайбы из прокладки, упаковки из бумаги и картона, которые передаются сторонним организациям для утилизации.

В ответе на запрос от *** *** Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО сообщает, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздуху ООО «Уральская вертолетная компания», истек ***, отсутствуют утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс. Заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов от предприятия в Департамент не поступало.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Уральская вертолетная компания» в ходе хозяйственной деятельности допущено нарушение требований законодательства о природопользовании в сфере охраны атмосферного воздуха, что ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы.

Согласно ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности, утвержденного приказом Минприроды России от *** ***, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Срок, указанный прокурором, в течение которого ответчик должен устранить нарушения природоохранного законодательства, суд считает, с учетом представленных стороной ответчика доказательств, необходимым увеличить с трех до шести месяцев.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ДепартаментаРосприроднадзора по Уральскому федеральному округу к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворить.

Обязать ООО «Уральская вертолетная компания»:

- получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

Взыскать с ООО «Уральская вертолетная компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Самойлова

2-4069/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Свердловский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Уральская вертолетная компания"
Департамент Росприроднадзора по УрФО
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Самойлова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
25.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.06.2018Передача материалов судье
25.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2018Судебное заседание
16.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
23.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее