Дело № 2-4069/2018 копия
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 11.07.2018
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретареБуяльской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСАНОВИЛ:
Свердловской транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу обратился в суд с иском к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В обоснование иска указано, что Свердловской транспортной прокуратурой в *** проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Уральская вертолетная компания», расположенного по адресу: ***. Производственная деятельность общества осуществляется на земельном участке по адресу: *** на основании договора аренды земельного участка ***-м от ***. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу общества, являются две взлетные площадки и вертолеты. При работе двигателей вертолетов в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, углерод, диоксид серы метан, керосин и другие. Кроме того, источниками загрязнения атмосферного воздуха также являются эксплуатируемые транспортные средства и котельная.
Согласно представленной справке в период с *** по *** ООО «Уральская вертолетная компания» эксплуатировало 6 автомобилей, 1 топливозаправщик, 1 вертолет. Согласно технического отчета за *** год, в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов: обтирочный материал, смет с территории, смесь нефтепродуктов, шайбы из прокладки, упаковки из бумаги и картона, которые передаются сторонним организациям для утилизации.
В ходе проверки установлено, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного ООО «Уральская вертолетная компания» истек ***.
С *** до настоящего времени общество осуществляет выброс (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Кроме того, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, обществом не представлена в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований просит обязать ООО «Уральская вертолетная компания» получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Барбашин М.А. поддержал уточненные исковые требования по предмету и основаниям, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Акулова Е.Г. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с письмом ООО «ЭКОГАРАНТ», условиями договора *** от ***, а также п.2.1, договора *** от ***, заключенного между ответчиком и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», ответчик сможет получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не ранее ***. Данный срок находится за пределами требований, заявленных истцом, а значит, ответчик объективно не может выполнить решение суда, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а так же регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно п. 4 ст. 23Федерально закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с учетом всех стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ независимо от того, с превышением или без превышения установленных нормативов.
Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разработанного в 2013 году, основным видом деятельности ООО «Уральская вертолетная компания» является подбор, продажа и организация сервисного обслуживания вертолетов марки *** и ***. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: две взлетные площадки и котельная. На предприятии имеется два вертолета марки *** и один вертолет ***. Для взлета-посадки вертолетов предусмотрены на территории предприятия две взлетные площадки (источники №№6001, 6002). При работе двигателей вертолетов в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, углерод (сажа), диоксид серы, оксид углерода, метан, керосин.
Заправка вертолетов осуществляется на взлетных площадках с помощью топливозаправщика ТЗА-10. При заполнении баков вертолетов в атмосферу выделяются: гексан, метан, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, сероводород, углеводороды предельные С12-С19 (источники №№6001, 6002).
Для теплоснабжения и горячего водоснабжения производственных зданий предприятия предусмотрена котельная, которая введена в эксплуатацию с января 2014. Котельная оборудована котлами «Protherm KLO 60» тепловой мощностью 48 кВт каждый. Один котел резервный. Котлы работают на сжиженном газе низкого давления с годовым расходом 32,9 м3 в отопительный период 270 дней в году. При сжигании газа в атмосферу через две трубы высотой 4,3 м и диаметром 0,18 м (источники №№0001, 0002) поступают следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бенз/а/пирен. При продувке, запуске и техническом обслуживании продувочной свечи, предусмотренной в котельной, в атмосферу через организованный источник № 0003 выбрасываются метан и этантиол (этилмер-каптан).
Согласно справке *** от *** период с *** по *** ООО «Уральская вертолетная компания» эксплуатировало 6 автомобилей, 1 топливозаправщик, 1 вертолет. Согласно технического отчета за *** год, в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов: обтирочный материал, смет с территории, смесь нефтепродуктов, шайбы из прокладки, упаковки из бумаги и картона, которые передаются сторонним организациям для утилизации.
В ответе на запрос от *** *** Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО сообщает, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздуху ООО «Уральская вертолетная компания», истек ***, отсутствуют утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс. Заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов от предприятия в Департамент не поступало.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Уральская вертолетная компания» в ходе хозяйственной деятельности допущено нарушение требований законодательства о природопользовании в сфере охраны атмосферного воздуха, что ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы.
Согласно ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности, утвержденного приказом Минприроды России от *** ***, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Срок, указанный прокурором, в течение которого ответчик должен устранить нарушения природоохранного законодательства, суд считает, с учетом представленных стороной ответчика доказательств, необходимым увеличить с трех до шести месяцев.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ДепартаментаРосприроднадзора по Уральскому федеральному округу к ООО «Уральская вертолетная компания» о возложении обязанности утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворить.
Обязать ООО «Уральская вертолетная компания»:
- получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
Взыскать с ООО «Уральская вертолетная компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е. В. Самойлова