Дело № 2а-872/2020 (10RS0016-01-2020-002645-54)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сегежа 28 октября 2020 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Смолине В.Г.,
с участием представителя административного истца ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Могилевчик Е.Ю., действующей на основании доверенности,
Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, представителя ответчика Прокуратуры Республики Карелия на основании доверенности – Кытькова А.В.,
заинтересованного лица заместителя Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Побединского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения лечебного исправительного учреждения № 4 УФСИН России по Республике Карелия к Карельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Прокуратуре Республики Карелия о признании незаконным в части представления исполняющего обязанности Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях № 17-14-2020 от 31 августа 2020 года, -
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд по тем основаниям, что 4 сентября 2020 года в адрес учреждения поступило представление и.о. Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях № 17-14-2020 от 31 августа 2020 года Побединского В.В. об устранении нарушений закона – снятия взыскания с осужденного Карелина В.С. Вместе с тем указанным обстоятельствам уже была дана правовая оценка протестом Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кытькова А.В. от 27 июля 2020 года № 17-16-2020, который был отозван. Так как в спорном представлении не указано новых и вновь открывшихся обстоятельств, административный истец не был извещен о продлении сроков проверки, просил признать частично незаконным указанное представление от 31 августа 2020 года в части признания незаконными действий администрации ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия при снятии дисциплинарного взыскания с осужденного Карелина В.С.
При подготовке дела к рассмотрению по существу к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Прокуратура Республики Карелия, в качестве заинтересованного лица – Карелин В.С., в ходе рассмотрения дела по существу в качестве заинтересованного лица – заместитель Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Побединского В.В.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия Могилевчик Е.Ю. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что ранее представители Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях их никогда о проведении проверок не предупреждали, указанных решений в их адрес не направляли. На момент проведения проверки Карелин В.С. убыл в учреждение ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, приказ о применении поощрения в отношении заинтересованного лица был отменен до подачи настоящего искового заявления в суд, однако считают, что действиями ответчика их права были нарушены в части несоблюдения ответчиком процедуры проведения проверки.
Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, представитель ответчика Прокуратуры Республики Карелия Кытьков А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, дополнительно пояснил, что они являются специализированной прокуратурой, объектом их надзора являются права и свободы лиц, ограниченных в своей свободе, в связи с чем на них положения статей 21-22 Закона о Прокуратуре не распространяются. Проверка проводилась не по обстоятельствам снятия спорного поощрения, а по жалобе адвоката Васильковой Н.Б. по фактам наложения взыскания на указанное лицо, все необходимые документы были запрошены в ИК-7 по месту отбывания наказания заинтересованного лица, проверка непосредственно в учреждении ЛИУ-4 не проводилась вообще. Протест от 27 июля 2020 года был отозван в соответствии с нормами действующего законодательства, в дальнейшем было вынесено представление. Нормы Закона о прокуратуре не запрещают им по одному нарушению применять несколько мер прокурорского реагирования. Так как в настоящее время приказ о применении в отношении третьего лица Карелина В.С. поощрения отменен, считает, что прав и законных интересов административного истца их действиями не затронуто.
Заинтересованное лицо заместитель Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Побединский В.В. в судебном заседании доводы представителя ответчиков Кытькова А.В. поддержал, дополнительно пояснил, что непосредственно он проверку в отношении ЛИУ-4 не проводил, в спорный период времени выезжал в учреждение с проверками иных обращений лиц, содержащихся под стражей.
Заинтересованное лицо Карелин В.С. в судебном заседании не участвовал, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о личном участии в судебном заседании посредство ВКС не ходатайствовал, возражений относительно предмета спора в адрес суда не направил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) следует, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия (ч. 3 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Из п. 11 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 следует, что руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.
Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:
по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки (ч. 12 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).
Положениями п. «и» ч. 1 ст. 113 УИК РФ предусмотрено, что за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения, в том числе досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 114 УИК РФ досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения взысканий, указанных в пунктах "а" и "б" части первой статьи 115 и пунктах "а" и "б" статьи 136 настоящего Кодекса, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 настоящего Кодекса.
К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
В судебном заседании установлено, что в адрес Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступила жалоба адвоката Васильковой Н.Б. по факту привлечения16 апреля 2020 года Карелина В.С. к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 13 суток.
При рассмотрении указанного материала административными ответчиками из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия 14 июля 2020 года были получены материалы на 19 листах, в том числе справка о поощрениях и взысканиях, из которой следовало, что 10 января 2020 года Карелин В.С. был поощрен за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, а именно было снято ранее наложенное взыскание от 12 ноября 2019 года, то есть в нарушение установленных норм Уголовно-исполнительного законодательства ранее установленного срока.
21 июля 2020 года в адрес Васильковой Н.Б. был направлен ответ, в соответствии с которым оснований для применения мер прокурорского реагирования по обстоятельствам, изложенным в жалобе заявителя, установлено не было.
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия 21 июля 2020 года по запросу административных ответчиков направило копию приказа № 5 от 10 января 2020 года о снятии ранее наложенного дисциплинарного взыскания от 12 ноября 2019 года.
27 июля 2020 года в адрес начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК был вынесен протест № 17-16-2020 года, в соответствии с которым административному истцу надлежало в десятидневный срок с момента его получения отменить приказ начальника отряда ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Кравченко Н.Н. № 5 от 10 января 2020 года о снятии ранее наложенного 12 ноября 2019 года взыскания, как противоречащий уголовно-исполнительному законодательству в связи с принятием его до истечения трех месяцев, установленных ст. 114 УИК РФ.
В соответствии со ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Вопросы осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу регулируются главой 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (ст.ст. 32-34).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 предметом надзора прокуратуры за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
В соответствии с п 2.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания возложен на прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Данный вид надзора на территории Республики Карелия осуществляется специализированной прокуратурой (ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ») – Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Из п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 16 января 2014 года № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следует, что прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов необходимо практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 17 указанного приказа постановлено установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, командованием дисциплинарных и других воинских частей, опротестовывать их в случае противоречия закону.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Карельская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, имея специальный предмет надзора – в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, в своей деятельности в указанной части руководствуется положениями статей 33-34 Федерального закона «О прокуратуре РФ» без соблюдения требований, установленных ст. 21 указанного Федерального закона, в связи с чем вправе не выносить решения о проведении проверки, не уведомлять администрацию исправительного учреждения о проведении проверки и не продлевать сроки указанной проверки, в связи с чем доводы административного истца в указанной части находит несостоятельными.
Положениями ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом (ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
6 августа 2020 года протест от 27 июля 2020 года был отозван без соответствующего рассмотрения Карельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кытьковым А.В., как ранее ошибочно направленный в отношении Карелина В.С.
31 августа 2020 года в отношении Врио начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия за № 17-14-2020 было вынесено представление исполняющим обязанности Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Побединским В.В., в соответствии с которым последний требовал безотлагательно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры и принять меры к устранению нарушений закона, в том числе в части снятия действующего взыскания с Карелина В.С. до истечения трех месяцев, установленных ст. 114 УИК РФ.
Из приказа Врио начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК подполковника внутренней службы Пятакова Ю.Н. от 24 сентября 2020 года № 177-ос следует, что в п. 4 Приказа ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия от 10 января 2020 года № 5-ос «О поощрении спецконтингента» внесены изменения, исключен пункт о досрочном снятии ранее наложенного взыскания виде устного выговора от 12 ноября 2019 года в отношении Карелина В.С., 1979 г.р.
Оснований для признания проведения проверки повторной суд не находит, так как первоначально проверка проводилась по заявлению адвоката Васильковой Н.Б. по обстоятельствам наложения на Карелина В.С. дисциплинарного взыскания 16 апреля 2020 года.
Нарушение сроков проведения проверки само по себе не влечет признание незаконными действий административных ответчиков по дальнейшему проведению проверки, поскольку прямого запрета на проведение проверки лишь в связи с нарушением этих сроков Закон о прокуратуре не устанавливает, то есть данные сроки пресекательными не являются, принимая во внимание, что с момента отзыва протеста 6 августа 2020 года до момент внесения представления 31 августа 2020 года прошло менее 30 суток.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решением и действиями административных ответчиков, несмотря на то, что такая обязанность в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на него, принимая во внимание, что спорный приказ о снятии ранее наложенного взыскания в отношении Карелина В.С. к моменту обращения с настоящим административным иском в суд отменен административным истцом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным части представления Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от № 17-14-2020 от 31 августа 2020 года не имеется, в связи с чем в удовлетворении искового заявления необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 226-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения лечебного исправительного учреждения № 4 УФСИН России по Республике Карелия к Карельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Прокуратуре Республики Карелия о признании незаконным части представления исполняющего обязанности Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях № 17-14-2020 от 31 августа 2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 3 ноября 2020 года.