РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года <адрес>
Ставропольский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по исковому заявлению ФИО5 к администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в Ставропольский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 166002 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, в границах согласно межевому плану, изготовленного кадастровым инженером ФИО4
Заявленные требования мотивированы тем, что истцу принадлежит земельный участок площадью 16,6га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный кадастровом квартале 63:32:2301003, по адресу: <адрес>, с. С. Солонец.
Истец намерен реализовать свои права на указанное имущество, но сделать это не представляется возможным, в связи с тем, что в архиве Управления Росреестра по <адрес> отсутствуют второй экземпляр правоустанавливающего документа на спорный земельный участок.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Минприроды России.
Судебное заседание представитель истца просила рассмотреть без своего участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации м.<адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение просит принят на усмотрение суда.
Представители третьих лиц - Управления «Росреестра по <адрес>», Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Отдел водных ресурсов <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес>, Министерствоа природы <адрес>, администрации с.п Сосновый Солонец м.р <адрес>, Минприроды России. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Представитель третьего лица – ФГБУ НП «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок относится к зоне хозяйственного назначения, пересечения границ с границами земельного участка, переданными национальному парку «Самарская лука» отсутствуют, не возражает в признании права собственности на спорный земельный участок при условии его использования с учетом режима национального парка, предусмотренного ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требовании обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает свои требования.
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено, истцу ФИО5, на основании постановления администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 7.0 га из земель АКХ «Солонцы» <адрес>.
Данным постановлением ФИО5 утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО5 по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был предоставлен в собственность земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 7,0 га из земель АКХ «Солонцы» <адрес>. Данным постановлением ФИО7 утверждена членом крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7
ФИО5 главой администрации <адрес> выдано свидетельство о праве собственности на землю САМ 320000 № от ДД.ММ.ГГГГ, где в качестве документа - основания указаны постановления администрации <адрес> за №№,45 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права на указанный земельный участок, однако уведомлением во включении спорного земельного участка в ЕГРН отказано.
Статьей 58 Земельного кодекса ФИО1 и статьей 5 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О крестьянском (фермерском хозяйстве), действовавшими в 1991-1995 годах, предоставлялось право гражданам, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, приобретать земельный участок путем передачи в пользование, в том числе в аренду, пожизненное наследуемое владение или в собственность на основании решения ФИО9 народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.
Статями 7 и8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФСР» для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянское хозяйства, все сельскохозяйственные предприятия были обязаны определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь. Руководители хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства должны были выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок должен быть оформлен местной администрацией в соответствии с действующим законодательством. Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай.
В силу п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Как следует из п.9.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из архивной справки администрации м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что согласно исторической справки фонда Р-91 имени Куйбышева <адрес> сообщает сведения о реорганизации колхоза имени Куйбышева <адрес> за период 1965-ДД.ММ.ГГГГ.г.
Сведений с момента образования до 1965 года колхоза имени Куйбышева Сосново-Солонецкого сельского ФИО9 <адрес> на хранении в архивном отделе администрации м.<адрес> не имеется.
С 1965 по 1969 г.г данный колхоз назывался: сельскохозяйственная артель (колхоз) имени Куйбышева Сосново – Солонецкого сельского ФИО9 Депутатов трудящихся <адрес>.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Президиума Верховного ФИО9 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решением исполкома <адрес> ФИО9 депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ решением 7 сессии Ставропольского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ в январе образовано при Ставропольском райисполкоме Управление сельского хозяйства /УСХ/, которое стало непосредственно подчиняться <адрес>ному ФИО9 депутатов трудящихся и являться его отделом.
Указом Президиума Верховного ФИО9 Союза ССР от ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени Куйбышева стал называться Ордена ФИО3 колхоз имени Куйбышева.
В марте 1975 колхоз имени Куйбышева присоединился колхоз «Волгарь» Осиновского сельского ФИО9 <адрес> в качестве отделения (решение общего собрания колхозников «Волгарь» и имени Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании приказа производственного управления сельского хозяйства Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе управления сельским хозяйством в <адрес>» управление сельского хозяйства исполнительного комитета <адрес> ФИО9 депутатов трудящихся вновь было переименовано - в производственное управление сельского хозяйства /ПУСХ/ с сохранением двойного подчинения: исполкому Ставропольского райисполкома и производственному управлению сельского хозяйства Куйбышевского облисполкома. Колхоз имени Куйбышева подведомственен производственному управлению сельского хозяйства.
В соответствии с Конституцией ФИО2, принятой ДД.ММ.ГГГГ, сельские ФИО9 стали называться – ФИО9 народных депутатов.
На основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа агропромышленного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предложений Куйбышевского облсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № управление сельского хозяйства Ставропольского райисполкома было ликвидировано.
На основании приказа Государственного агропромышленного комитета ФИО1 от 07.02.1986№ «По вопросу организации агропромышленного комитета <адрес> и организации в его составе районных агропромышленных объединений», приказа агропромышленного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, окончательно сформировано районное агропромышленное объединение /РАПО/. С февраля 1986 по ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени Куйбышева о своей деятельности отчитывается только перед ФИО9 РАПО.
В соответствии с постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании агропромышленных комбинатов», приказом Госагропрома ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом агропромышленного комитета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и решением исполнительного комитета <адрес> ФИО9 народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольское РАПО было ликвидировано и решением № от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольского райисполкома создан агропромышленный комбинат АПК Лада, в состав которого вошел колхоз имени Куйбышева.
Согласно Указу Президиума Верховного ФИО9 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-Р <адрес> переименована в <адрес>.
В соответствии с Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О поддержке развития крестьянских хозяйств, из ассоциаций, союзов и кооперативов», на общем собрании колхоза имени Куйбышева и крестьянских хозяйств от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о создании на базе колхоза имени Куйбышева ассоциации крестьянских хозяйств «Солонцы».
АКХ «Солонцы» является правопреемником колхоза имени Куйбышева за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано АКХ «Солонцы» и его Устав.
В соответствии с федеральным Законом «О сельскохозяйственной кооперации», гражданским кодексом РФ и иным нормативными актами ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о реорганизации АКХ «Солонцы» в колхоз имени Куйбышева.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АКХ «Солонцы» переименовано в колхоз имени Куйбышева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в <адрес> в Арбитражный суд <адрес> с заявлением «О признании колхоза имени Куйбышева несостоятельным (банкротом)». Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу № о несостоятельности (банкротстве) колхоза имени Куйбышева.
С ДД.ММ.ГГГГ введено конкурсное управление.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу№ завершено конкурсное производство в отношении колхоза имени Куйбышева.
До 2006 г. данная организация занималась растениеводством и животноводством (письмо МКУ Управления сельского хозяйства м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Национальный парк «Самарская лука» создан постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственный национальный природный парк «Самарская Лука» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Самарская Лука».
Сведения о границах национального парка «Самарская Лука», как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в государственный кадастр недвижимости в 2012 г.
Конституционный суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что оспариваемые заявителем положения п.2 ст. 95 Земельного кодекса РФ. п.п. 4,6 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, допускающие отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий, в частности национальных парков, земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены, в том числе на реализацию гарантий, установленных ст. 36 Конституции РФ.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частности собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законных интересов иных лиц.
Как установлено ранее, колхоз имени Куйбышева образован в 1965 году и осуществлял свою деятельность до 1991 года, в последующем на базе колхоза создана ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств АСХ «Солонцы», которое является правопреемником колхоза имени Куйбышева.
Правовой режим земельного участка регулируется в Гражданском кодексе РФ иначе, чем Законе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации является общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное. В соответствии с Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве собственности. Режим совместной собственности члены крестьянского хозяйства могли установить только по единственному решению. Согласно статьям 5, 7, 10, 14 указанного Закона земельный участок является собственностью главы крестьянского хозяйства.
При приведении статуса крестьянского хозяйства в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации его члены могли либо установить на все имущество хозяйства, в том числа землю, режим совместной собственности (при этом должна быть произведена замена ранее выданных главе хозяйств документов, удостоверяющий его права на земельный участок, на новые и регистрация прав собственников на недвижимое имущество), либо сохранить в хозяйстве долевую собственность его членов на имущество и индивидуальную собственность главы хозяйства на землю.
Если же в процессе изменения правового статуса крестьянского хозяйства его члены не затронули вопросов собственности, то в этом случае режим совместной собственности возникает лишь на имущество хозяйства, приобретенное или созданное после ДД.ММ.ГГГГ (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 310-ЭС18-6861 по делу N А08-3603/2017).
Как следует из позиции Верховного суда изложенного в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС19-26895 по делу №А10-1149/2019, право собственности на земельный участок в границах национального парка не может появиться, но сохраняется у собственника, если оно возникло до создания национального парка.
Учитывая, что Колхоз имени Куйбышева существовал до создания Национального парка «Самарская лука», земли колхоза не включены в состав земель национального парка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
Права на земельные участки, согласно ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ч. 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец с момента предоставления открыто, добросовестно и непрерывно использует земельный участок по назначению, несет бремя его содержания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 заключил договор аренды с ООО «СП «Лука Самарская» для осуществления предпринимательской сельскохозяйственной деятельности в соответствии с назначением земельного участка. Договор заключен на неопределенный срок.
Указанные права истца не оспаривались и не оспариваются.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу указанного Федерального закона – являются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателей.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Учитывая изложенное п.9 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «РО введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации….» суд считает необходимым удовлетворить требование иска о признании за истцом, главой КФХ, права собственности на земельный участок, поскольку оно подтверждено представленными документами, не оспорен.
В силу ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Оценивая в совокупности установленные обстоятельства, и представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с требованиями ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Отсутствие в архиве Управления Росреестра по <адрес> копии утраченного свидетельства не является основанием для отказа истцу в заявленных требованиях, поскольку факт предоставления спорного земельного участка истцу и владении им до настоящего времени подтверждены в судебном заседании.
Для установления границ и площади указанного земельного участка истец обратился в Ассоциацию саморегулируемую организацию «Объединение кадастровых инженеров», к кадастровому инженеру ФИО8, которой подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, определена общая площадь спорного земельного участка в размере 166002 кв.м.
Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ).
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе, и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Относительно земельного участка заявителя такие документы отсутствуют.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения площади и координат земельного участка, при этом, споры о границах отсутствуют.
Ввиду изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования иска в полном объеме.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Белобородова Валерия Петровича – удовлетворить.
Признать за Белобородовым Валерием Петровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 3612 622622 от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок, площадью 166002 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, в границах согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером Спицыной Людмилой Анатольевной:
Сведения об образуемых земельных участках | ||||
1. Сведения о характерных точках границ образуемых земельных участков | ||||
Обозначение земельного участка :ЗУ1 | ||||
Зона № - | ||||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
Описание закрепления точки | |
X |
Y | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
:№ |
||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Сведения об образуемых земельных участках | ||||
1. Сведения о характерных точках границ образуемых земельных участков | ||||
Обозначение земельного участка :ЗУ1 | ||||
Зона № - | ||||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
Описание закрепления точки | |
№ |
№ | |||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий