Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1098/2016 ~ М-1066/2016 от 15.11.2016

Дело №2а-1098/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2016 года                         город Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Наумовой Г.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Томской области к Коноваловой Н.С. о взыскании задолженности пени по налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №4 по Томской области обратилась в Колпашевский городской суд с административным исковым заявлением к Коноваловой Н.С. о взыскании с неё задолженности пени по единому налогу на вмененный доход в размере <данные изъяты>. Одновременно просили восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления.

В обоснование исковых требований указано, что Коновалова Н.С. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в налоговом органе по месту жительства, присвоен ИНН . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коновалова Н.С. осуществляла предпринимательскую деятельность и была зарегистрирована в установленном порядке в налоговом органе по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП – . За период предпринимательской деятельности Коновалова Н.С. имеет (имела) задолженность по налогам, которая уплачена налогоплательщиком несвоевременно и на которую, в соответствии со ст.75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начислены пени. По данным оперативного учета Коновалова Н.С. в настоящее время имеет задолженность пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере <данные изъяты>, возникшую с ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Коновалова Н.С. прекратила ДД.ММ.ГГГГ. В данное время она имеет статус физического лица, в связи с чем недоимка по налогам и сборам, пени и налоговые санкции с нее взыскиваются в порядке, установленном ст.48 НК РФ. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность предоставления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. В судебном порядке вышеуказанная задолженность по пене налоговым органом ранее не взыскивалась. Первичные документы, подтверждающие основания возникновения задолженности, меры по ее взысканию в налоговом органе отсутствуют, поскольку налоговый орган пропустил срок направления требования об уплате задолженности пени по налогу в соответствии со ст.69 НК РФ.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства (ст. 291 КАС РФ).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное требование содержится в п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

При этом, заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Федеральным законом от 08.03.2015 №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, главой 32 которого регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

По смыслу ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подаётся в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как было указано выше, истцом - межрайонной ИФНС России №4 по Томской области в административном исковом заявлении было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

При этом, из материалов дела следует, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя – плательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №367-О и от 18.07.2006 №308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда. Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.

Анализ приведённых выше законоположений позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Как указывает сам истец, у Коноваловой Н.С. задолженность пени по единому налогу на вмененный доход возникла с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, документы, подтверждающие основания возникновения задолженности, принятые меры по ее взысканию налоговым органом не представлены.

В судебном порядке вышеуказанная задолженность пени по налогам налоговым органом ранее не взыскивалась, требования об уплате налога Коноваловой Н.С. не направлялось.

При этом, межрайонная ИФНС России №4 по Томской области обратилась в суд с административным иском лишь ДД.ММ.ГГГГ не представив документы, подтверждающие принятие мер, направленных на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Суд в настоящем случае полагает, что внутренние организационные причины налогового органа, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления указанного срока.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Доказательств того, что налоговым органом добросовестно предпринимались надлежащие меры по взысканию задолженности с ответчика в установленном законом порядке и в пределах установленного срока, суду не представлено, при этом в исковом заявлении административным истцом указывается на отсутствие уважительных причин для пропуска срока подачи заявления.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

На основании изученных в судебном заседании документов, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом без уважительной причины установленного законом срока подачи административного искового заявления.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Томской области к Коноваловой Н.С. о взыскании задолженности пени по налогу отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: Г.Г. Наумова

Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-1098/2016

Колпашевского городского суда Томской области

2а-1098/2016 ~ М-1066/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №4 по Томской области
Ответчики
Коновалова Наталья Сергеевна
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Наумова Галина Геннадьевна
Дело на странице суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
15.11.2016Регистрация административного искового заявления
15.11.2016Передача материалов судье
18.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
28.12.2016Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
28.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2016Дело оформлено
17.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее