Дело № 21-52/2022
(Дело № 21-1574/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Республики Крым - ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчука Д.А. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года № 21-351/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора Республики Крым – ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчука Д.А. № 018114/0053 от 22.03.2021 года, должностное лицо исполняющий обязанности начальника отдела Восточного региона ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года № 21-351/2021 жалоба Смирнова Д.В. удовлетворена. Постановление должностного лица от 22 марта 2021 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Не согласившись с указанным решением суда, государственный инспектор Республики Крым - ведущий специалист отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчук Д.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что выявленные в ходе административного расследования обстоятельства указывают на ненадлежащее исполнение Смирновым Д.В. своих должностных обязанностей, приведших к несанкционированному складированию отходов на особо охраняемых природных территориях.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ заключается в совершении деяния (действия или бездействия), нарушающего установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона № 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу п. 4 ст. 11 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются в соответствии с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).
Согласно п.п. 3, 7 п. 4.1 Положения о ландшафтно-рекреационном парке регионального значения Республики Крым <данные изъяты>, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25.04.2016 года №718, на территории Парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит его целям и задачам, в том числе загрязнение и засорение территории Парка; создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 01 февраля 2021 года в 09 часов 30 минут государственным инспектором Республики Крым - ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчуком Д.А. выявлены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территории ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, а именно:
1. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
2. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
3. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
4. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
5. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
6. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
7. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географические координаты: <данные изъяты>);
8. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географически! координаты: <данные изъяты>);
9. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географически координаты: <данные изъяты>);
10. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географически координаты: <данные изъяты>);
11. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географически координаты: <данные изъяты>);
12. Несанкционированное складирование отходов производства и потребления, площадью <данные изъяты> на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, территория ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> (географически координаты: <данные изъяты>).
Общая площадь несанкционированного складирования отходов производства и потребления территории ландшафтно-рекреационного парка регионального значения <данные изъяты> составила - <данные изъяты>.
Усматривается, что с 02.11.2020 года исполняющим обязанности начальника отдела Восточного региона ГАУ РК «УООПТ» являлся Смирнов Д.В.
Ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Паламарчуком Д.А. в отношении исполняющего обязанности начальника отдела Восточного региона ГАУ РК «УООПТ» Смирнова Д.В. был составлен протокол об административном правонарушении от 12.03.2021 года по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановлением этого же должностного лица от 22.03.2021 года, Смирнов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу Смирнова Д.В. на постановление должностного лица от 22.03.2021 года и прекратив производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях заявителя, судья городского суда исходил из следующего.
Так, Смирнову Д.В. вменено нарушение п.п. 2.1, 3.7, 3.10 должностной инструкции, согласно которым на указанное должностное лицо возложены обязанности по осуществлению контроля за соблюдением действующего экологического законодательства и иных нормативных документов, осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализ их работы, следить за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения ООПТ.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, выше указанные пункты должностной инструкции указывают, на иные функции Смирнова Д.В., а именно:
п. 2.1 создание на предприятии эффективной системы экологической информации,
начальник отдела обязан:
п. 3.7 руководить разработкой мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий,
3.10 участвовать в разработке программ экологического обучения.
Кроме того, из информации, имеющейся в Единой информационной системе в сфере закупок, размещенной в сети Интернет (ЕИС), усматривается, что деятельность на территории ландшафтно-рекреационного парка «Тихая бухта» по выполнению работ по уборке стихийного скопления мусора, оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по содержанию территории ландшафтно-рекреационного парка, по санитарной очистке территории осуществляется подрядными организациями на основании договоров, заключенных с ними ГАУ РК «УООПТ РК».
Таким образом, поскольку уборку территории ландшафтно-рекреационного парка регионального значения «Тихая бухта» осуществляют не сотрудники Восточного региона ГАУ РК «УООПТ РК», а привлеченные лица подрядных организаций на основании соответствующих договоров, в действиях Смирнова Д.В. при исполнении им должностных обязанностей начальника отдела Восточного региона ГАУ РК «УООПТ РК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением суда, государственный инспектор Республики Крым - ведущий специалист отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчук Д.А. подал жалобу, в которой просит решение суда отменить.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о не принятии им надлежащих мер в области охраны окружающей среды и природопользования, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 01.02.2021 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции истек.
Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий Смирнова Д.В. на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.
Оснований для отмены решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года № 21-351/2021, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу государственного инспектора Республики Крым - ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Паламарчука Д.А. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года № 21-351/2021 - оставить без удовлетворения.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года № 21-351/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица исполняющего обязанности начальника отдела Восточного региона ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями» ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>