Дело №2-750-2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 22.06.2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,
при секретаре О.В.Лештаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.А.Л. к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании принять решение об изъятии жилого помещения путем выкупа и выплате возмещения за изымаемое жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
О.А.Л. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха», заявив требования об обязании принять решение об изъятии путем выкупа жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, и взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 823888 рублей. В обоснование иска указал, что эта квартира принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом признан аварийным и подлежащим сносу как непригодный для дальнейшей эксплуатации, дальнейшее проживание в указанном доме небезопасно для жизни и здоровья истца. Все жильцы дома, которые проживали на условиях договора социального найма, расселены, в отношении собственников помещений вопрос по расселению не решается. Администрация городского округа «Город Губаха» уклоняется от выполнения мероприятий, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ, так как решение об изъятии у него жилого помещения не принято, предложение о выкупе указанного жилого помещения ему не направлено. Другого жилого помещения по праву собственности, либо договору социального найма истец не имеет, помещение маневренного фонда ему и его семье администрация по его заявлению не предоставляет. Выкупная стоимость определена на основании отчетов о рыночной стоимости квартиры.
Истец О.А.Л. и его представитель Аверьянов П.А. в судебное заседание не явились.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям, указанным в его письменных возражениях, согласно которым ответчик принимает меры по реализации жилищных прав истца, поскольку распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень домов, признанных ветхими и аварийными, подлежащих сносу, который был направлен в Министерство строительства и ЖКХ Пермского края для разработки программы по переселению из ветхого жилья на 2018-2022 годы и закладки в бюджет Пермского края денежных средств на оплату мероприятий по переселению, в том числе и на компенсацию собственникам жилья. Требования истца следует расценивать как злоупотребление правом, так как своими действиями истец фактически лишает ответчика возможности осуществить предусмотренную ст.32 ЖК РФ процедуру в нормальном рабочем режиме. Соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Данная процедура не завершена, что является основанием для отказа в иске. Расчет выкупной цены, представленный истцом, не может быть использован в данной ситуации, так как он предназначен исключительно для расчета субсидий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец О.А.Л. зарегистрирован постоянно по месту жительства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>, которую он приобрел на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийными и подлежащими сносу и распоряжением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № внесен в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, однако в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, и до настоящего времени администрацией городского округа «Город Губаха» не начато осуществление предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истцу квартиры №3.
Это подтверждается письменными доказательствами.
В заключении № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации городского округа «Город Губаха», указано, что многоквартирный дом № по <адрес> является аварийными и подлежит сносу.
Распоряжением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который включен многоквартирный дом № по <адрес>.
В договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что О.А.Л. купил квартиру стоимостью 140000 рублей по адресу: <адрес>.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности О.А.Л., право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что доверитель О.А.Л. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
При разрешении спора суд руководствуется следующими правовыми нормами и актами их разъяснения.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1). Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8). Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч.9). Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10).
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года) указано, что из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из этих правовых норм и разъяснений следует, что права собственников жилых помещений в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу определяются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязанность органа местного самоуправления выкупить жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает при соблюдении установленного данной статьей порядка.
Между тем, из совокупности исследованных доказательств следует, что несмотря на то что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, администрацией городского округа «Город Губаха» до настоящего времени не начато осуществление предусмотренной ст.32 ЖК РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истцу О.А.Л. квартиры №.
Никаких доказательств направления окружной администрацией требований о сносе аварийного дома № по <адрес> собственникам расположенных в нем помещений, получения этих требований собственниками и отказа собственников от сноса дома истцом не представлено.
Поскольку предварительная процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, в данном случае не соблюдена, то основания для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в этом доме путем выкупа отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации размер возмещения за изымаемое жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить собственнику возмещение за изымаемое жилое помещение. В соответствии с положениями части 9 указанной статьи вопрос о размере возмещения и условиях выкупа подлежит разрешению судом в случае, если между собственником и органом местного самоуправления не достигнуто соглашение по этим вопросам. Однако никаких доказательств своего обращения в окружную администрацию по вопросу выкупа жилого помещения истец не представил, поэтому оснований для разрешения судом вопроса о размере возмещения и условиях выкупа не имеется.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании окружной администрации заключить соглашение о выкупе у истца спорной квартиры и выплатить ему возмещение за это жилое помещение не имеется, поскольку данные требования заявлены без учета установленного ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ порядка осуществления предварительных процедур, предшествующих решению вопроса о выкупе жилого помещения.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п.1). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2).
Истец зарегистрирован и проживает в другом административном районе, купил указанную квартиру после признания дома аварийным и подлежащим сносу, что свидетельствует об отсутствии у него намерения пользоваться этим жильем.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными ссылки ответчика на недобросовестность истца, желающего получить имущественную выгоду за счет муниципального бюджета, как основание в отказе в защите принадлежащих ему прав в силу ст. 10 ГК РФ.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать О.А.Л. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании принять решение об изъятии у него путем выкупа жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, и о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 823888 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: