Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2136/2020 ~ М-1398/2020 от 18.05.2020

63RS0-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Дружинина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Самары в интересах Евсеевой А.М. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Самары в интересах Евсеевой А.М. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Евсеева А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилое помещение Евссева А.М. для проживания не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Евсеева А.М. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Евсеевой А.М. не предоставлено, последняя своего жилья не имеет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент по управлению имуществом г.о. Самара предоставить Евсеевой А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

    В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. СамарНикитина Е.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в иске основаниям, при этом пояснила, что до настоящего времени Евсеевой А.М. жилое помещение ответчиком не предоставлено, своего жилья она имеет.

Представители Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, предоставили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей и возражали против удовлетворения заявленных требований в виду отсутствия оснований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.    

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. не менее 33 квадратных метров.

Согласно ч.4 ст.3 Закона Самарской области №135-ГД от 28.12.2012 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях:
родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Самарской области №135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Самарской области №135-ГД от 28.12.2012 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, о ставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 2 вышеназванного Закона, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Из материалов дела следует, что Евсеева А.М., 11.11.1998 года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилое помещение Евссева А.М. для проживания не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от 14.10.2019 № 2860 Евсеева А.М. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Евсеевой А.М. не предоставлено, последняя своего жилья не имеет.

В настоящее время Евсеева А.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>А, <адрес>, общежитие, что подтверждается адресной справкой, выданной ОАСР Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке ЕГРН у Евсеевой А.М. иного жилого помещения в собственности не имеется.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков предоставить Евсеевой А.М., 11.11.1998 года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.1 ст.22 Устава г.о. Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, в том числе, входят:

1) Глава городского округа Самара (сокращенное наименование - Глава г.о. Самара) - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара;

2) Администрация городского округа Самара (сокращенное наименование - Администрация г.о. Самара) - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;

3) Департамент управления имуществом городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент управления имуществом г.о. Самара, ДУИ г.о. Самара) и Департамент градостроительства городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент градостроительства г.о. Самара, ДГС г.о. Самара) (далее - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).

Вместе с тем, на основании п.п. «ж» п. 7 ст. 24 Устава г.о. Самара, Глава г.о. Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Самара, принимает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Самарской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы городского округа Самара, постановления Администрации городского округа Самара по вопросам местного значения городского округа Самара и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области, а также распоряжения Администрации городского округа Самара по вопросам организации работы Администрации городского округа Самара.

Согласно ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для предоставления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти, руководит их деятельностью.

В соответствии с Положением о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской обасти от 20.06.2007 г. №83, Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 2.1 Положения установлено, что в ведении Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области находится участие в реализации подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Также положениями ст. 3 Закона Самарской области №115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием представленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта, а именно: Правительство Самарской области и министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, выступают в качестве органов, передающих финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органов, контролирующих их целевое использование.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. В свою очередь, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции контролируют использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара являются надлежащими ответчиками по указанному делу.

Доводы о том, что при предоставлении Евсеевой А.М. жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не устанавливает критерий очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Самары в интересах Евсеевой А.М. к Администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Евсеевой А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ М.А.Наточеева

Копия верна.

Судья.

2-2136/2020 ~ М-1398/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Евсеева А.М.
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева М. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.07.2020Предварительное судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее