Решение по делу № 2-147/2018 (2-3131/2017;) ~ М-2868/2017 от 07.11.2017

Решение принято в окончательной форме 02 февраля 2018 г.

Дело № 2-147/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2018 г.                                 г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Лебедевой О.И.,

при секретаре Сударкиной Ч.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисициной Анны Андреевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лисициной Софьи Ильиничны, Хольновой Светланы Валерьевны к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Лисицина А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лисициной Софьи Ильиничны, 28.06.2015 г.р., Хольнова С.В. обратились в суд с иском Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в г. Ярославле общей площадью не менее 51,5 кв.м, мотивируя тем, что на основании договора социального найма пользуются жилыми помещениями площадью 36,3 кв.м. и площадью 15,2 кв.м. на четвертом этаже здания Административного корпуса по адресу: <адрес>, кадастровый . Заключением межведомственной комиссии № 19 от 14 ноября 2017 г., назначенной постановлением мэра г.Ярославля от 28 мая 2012 года № 1102, жилое помещение признано непригодным для проживания. Занимаемое истцами жилое помещение не отвечает обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью истцов.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях, мэрия города Ярославля, территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля, ОАО «132 ЦАРЗ» в лице конкурсного управляющего Чащина С.М.

В судебном заседании представитель истца Лисициной А.А. по доверенности Кукушкин А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Истцы Лисицина А.А., Хольнова С.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Коновалова С.Г., Шолупова А.Е. исковые требования не признали, ссылаясь на их необоснованность.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 06.12.2012 года, вступившим в законную силу 04.03.2013 года, по гражданскому делу за Хольновой С.В., Хольновой А.А. (после регистрации брака Лисицыной) признано право пользования на условиях договора социального найма жилыми помещениями площадью 36,3 кв.м и площадью 15,2 кв.м, расположенными на четвертом этаже здания Административный корпус по адресу: г. <адрес>, кадастровый номер

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 21.05.2013 года, вступившим в законную силу 22.06.2013 года, по гражданскому делу на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность заключить в письменной форме договор социального найма жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, с нанимателем Хольновой Светланой Валерьевной и членом её семьи - дочерью Хольновой Анной Андреевной в отношении жилых помещений , площадью 36, 3 кв. м (помещения №, , по данным технического паспорта на 10.04.2000 года) и , площадью 15,2 кв. м (помещения по данным технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ), расположенных на четвертом этаже здания Административного корпуса, кадастровый . Данным решением установлено, что указанные выше жилые помещения относятся к государственному жилищному фонду, были предоставлены истцам в 1989 и в 2000-2001 годах.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 507 от 08 июня 2009 г. утверждены условия приватизации ФГУП «132 ЦАРЗ» Министерства обороны Российской Федерации. 16 июля 2009 г. утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «132 ЦАРЗ», в соответствии с которым здания Административного корпуса и КТП такелажная с общежитием в целом были переданы ОАО «132 ЦАРЗ».

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Из содержания приведенных положений следует, что приватизация государственного предприятия не влияет на жилищные права граждан, вселенных в установленном законом порядке в помещения государственного жилищного фонда до приватизации государственного предприятия.

Поскольку установлено, что занимаемые истцами помещения №, являются жилыми, они не подлежали приватизации ФГУП «132 ЦАРЗ» Министерства обороны Российской Федерации, включение указанных жилых помещений , площадью 36,3 кв.м (помещения №, , , по данным технического паспорта на 10.04.2000 года) и , площадью 15,2 кв. м (помещения по данным технического паспорта на 10.04.2000 года), расположенных на четвертом этаже здания Административного корпуса, в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «132 ЦАРЗ», является неправомерным в силу ч.2 ст. 168 ГК РФ.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями Дзержинского районного суда г. Ярославля от 06.12.2012 года и от 21.05.2013 года обязательны для суда, не подлежат доказыванию и оспариванию сторонами при рассмотрении настоящего дела.

С учетом изложенного, при разрешении заявленных истцами требований суд исходит из того, что занимаемые истцами жилые помещения находятся в федеральной собственности, Министерства обороны Российской Федерации.

Из дела видно, что 25 ноября 2013 года между Территориальным отделением Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Ярославской области и Хольновой С.В. был заключен договор социального найма жилых помещений площадью 36, 3 кв. м. и площадью 15, 2 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам на основании и в порядке, установленных законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьями 87, 89 ЖК РФ предусмотрено, что взамен непригодного для проживания жилого помещения гражданам предоставляется по договору социального найма другое равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилое помещение, отвечающее требованиям ч.1 ст. 89 ЖК РФ.

Из дела видно, что заключением городской межведомственной комиссии № 15 от 31.05.2016 г., назначенной постановлением мэрии города Ярославля от 28 мая 2012 г. №1102 «Об утверждении состава городской межведомственной комиссии», выявлены основания для признания занимаемого истцами жилого помещения по договору социального найма непригодным для проживания на основании пункта 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение).

В соответствии с п. 35 Положения, жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Актом определения состояния помещения от 19 марта 2015 г., составленным ведущим специалистом группы обследований ТУ ФКП «УКС МО РФ» Канапелько А.И., установлено, что в помещениях по адресу: <адрес>, отсутствуют все виды инженерных систем (отопление, водопровод и т.д.). Комнаты находятся в не приспособленных для проживания административных зданиях. Внутренняя отделка находится в неудовлетворительном состоянии, обнаружены следы массовых протечек кровли. Отопление отсутствует (система разморожена, котельная находится в аварийном состоянии). Электропроводка находится в опасном состоянии, есть опасность возгорания. Ограждающие конструкции разрушаются. Жилые помещения признаны непригодными для проживания, капитальный ремонт проводить нецелесообразно.

Суд принимает данный акт в качестве доказательства по настоящему делу. То обстоятельство, что занимаемое истцами жилое помещение не указано в акте в качестве предмета обследования, значения не имеет. Согласно акту, были обследованы жилые помещения, расположенные, также как и помещение истцов, на четвертом этаже в здании Административного корпуса по адресу: <адрес>, в том числе №, , , . Акт содержит выводы о техническом состоянии не только непосредственно жилых помещений, но и ограждающих конструкций, крыши и инженерных систем здания в целом.

Из акта проверки от 24 марта 2015 г. ФГКУ «988 ЦГСЭН» следует, что в результате проведенных мероприятий по надзору установлено, что помещения общежития расположены на четвертом этаже четырехэтажного административного здания заводоуправления ОАО «132 ЦАРЗ» МО РФ. Изначально здание не было предназначено для постоянного проживания людей, поэтому отсутствуют подсобные помещения, горячее водоснабжения. Отопление отсутствует в здании с 2009 года. Обогрев помещений, где живут люди, осуществляется электроприборами, что приводит к перегрузкам проводки, замыканиям и возгораниям. В результате нарушения гидроизоляции кровли во всех помещениях четвертого этажа имеются многочисленные протечки талых и ливневых вод, что также приводит к замыканиям электропроводки. Температура воздуха в помещениях +10°C. Потолки во всех комнатах протекают, побелка, краска осыпаются, обои отслаиваются. На наружных стенах отмечены следы промерзания, поражения грибком. Оконные рамы в комнатах поражены грибком, частично сгнили. В помещениях ощущается стойкий запах плесени. Условия проживания граждан в помещениях не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых здания и помещениях».

Из акта №2, составленного комиссией МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля от 16 декабря 2016 г. следует, что во всех помещениях общежития здания по адресу: <адрес>, имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации – пожара, угроза жизни и здоровью граждан, нанесения материального ущерба.

Перечисленные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что занимаемое истцами по договору социального найма жилое помещение – комнаты №, , общей площадью 51,5 кв.м., на четвертом этаже здания Административный корпус по адресу: <адрес>, представляют опасность для жизни и здоровья истцов по причине несоответствия как санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, так и строительно-техническим требованиям.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14, статьей 89 ЖК РФ, Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, определение срока сноса многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Согласно пункту 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из указанных выше норм следует, что Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, обязано было принять в отношении занимаемого истцами жилого помещения, находящегося в государственной собственности, решение об установлении сроков отселения граждан из указанного помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, в течение 30 дней с момента получения заключения городской межведомственной комиссии №19 от 14 ноября 2017 г.

Указанное заключение было направлено Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 пункта 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения.

Однако то обстоятельство, что представитель собственника, Министерства обороны Российской Федерации, не был привлечен к работе в комиссии, само по себе значение для разрешения настоящего спора не имеет, не может явиться основанием для отказа истцам в иске.

Заключение городской межведомственной комиссии ответчиками не оспаривалось в установленном законом порядке, выводы заключения не были опровергнуты при рассмотрении настоящего дела.

По материалам дела у суда нет оснований полагать, что с момента обследования здания в 2015 г. ТУ ФКП «УКС МО РФ» и ФГКУ «988 ЦГСЭН», в 2016 г. МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля, и на момент принятия указанного заключения городской межведомственной комиссией заключения № 19 от 14 ноября 2017 г., состояние здания, в котором расположено занимаемое истцами по договору социального найма жилое помещение, улучшилось, были выполнены какие-либо работы по ремонту дома, восстановлению его конструктивных элементов, инженерных систем. Соответствующих доказательств со стороны ответчиков, третьих лиц суду не представлено.

Как следует из материалов дела, уполномоченным органом мер, предусмотренных законом, для определения дальнейшей судьбы занимаемого истцами жилого помещения, не принято, до настоящего времени не установлены сроки отселения граждан из непригодного для проживания помещения.

Бездействие Министерства обороны Российской Федерации приводит к тому, что права и законные интересы истцов длительное время нарушаются, создается реальная угроза их жизни и здоровью, что недопустимо.

Принимая во внимание, что истцы проживают в жилом помещении, не пригодном для проживания, представляющем опасность их жизни и здоровью, учитывая также, что законом установлен 30-дневный срок для принятия уполномоченным органом решения об использовании жилых помещений, признанных непригодными, и установлении срока отселения из них граждан, однако до настоящего времени такое решение не принято, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности предоставить истцам на семью из троих человек во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Ярославле, отвечающее обязательным требованиям, общей площадью не менее занимаемого ими жилого помещения, то есть не менее 51,5 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лисициной Анны Андреевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лисициной Софьи Ильиничны, Хольновой Светланы Валерьевны удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить Лисициной Анне Андреевне, Лисициной Софье Ильиничне, Хольновой Светлане Валерьевне на троих человек во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле, отвечающее обязательным требованиям, общей площадью не менее 51,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья О.И. Лебедева

2-147/2018 (2-3131/2017;) ~ М-2868/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лисицына Анна Андреевна
Хольнова Светлана Валерьевна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославля
Судья
Лебедева О.И.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--jrs.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2017Передача материалов судье
09.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
02.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее