Решение по делу № 2-3016/2020 от 13.05.2020

сайт: balashihinsky.mo.sudrf.ru

Дело № 2-3016/2020

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года Московская область, г.Балашиха, Московский пр-д, д. 1

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кобзаревой О.А.

при секретаре судебного заседания Влазневой О.А.,

с участием представителя истца Степанова Ю.А., представителя ответчика по доверенности Арсентьевой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Марии Павловны к Министерству Социального развития Московской области о признании отказа на изготовление зубного протеза за счет бюджета незаконным,

Установил:

Истец Степанова Мария Павловна предъявила к ответчику – Министерству Социального развития Московской области иск о признании отказа на изготовление зубного протеза за счет бюджета незаконным, в котором просит суд признать отказ Министерства социального развития Московской области в представлении права на изготовление зубного протеза, как инвалиду 2 группы, за счет бюджета незаконным. Степанова М.П. в 2018 г. обратилась в ГБУЗ МО «Балашихинская стоматологическая поликлиника» с просьбой установить зубной протез на льготных условиях. Однако, ей со ссылкой на Министерство социального развития Московской области в этом было отказано. Из ответа Министерства социального развития Московской области, следует, что ей, Степановой М.П., как инвалиду, даже при наличии льгот, бесплатное установление зубного протеза не предусмотрено.

В судебное заседание явился представитель истца Степанов Юрий Александрович, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явилась, представлены письменные возражения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 г. №81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Постановлением Правительства МО от 02.10.2012 г. №1255/37 «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области» установлен и утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан.

Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрена категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по зубопротезированию (далее - получатель):

а) ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности;

б) ветераны военной службы - лица, имеющие статус ветерана военной службы в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) труженики тыла - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

г) реабилитированные лица - лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные;

д) лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2019 года постановлением Правительства Московской области от 31 июля 2019 года N 463/22.

е) лица, удостоенные почетного звания "Почетный гражданин Московской области" (из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, независимо от места проживания на территории Российской Федерации);

ж) лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и статус ветерана труда или статус ветерана военной службы в соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона "О ветеранах";

(Подпункт дополнительно включен с 21 февраля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 18 февраля 2019 года N 71/4)

з) лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двух с половиной кратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров.

(Подпункт дополнительно включен с 21 февраля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 18 февраля 2019 года N 71/4)

2.1. Мера социальной поддержки по зубопротезированию не предоставляется получателям, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящего Порядка.

(Пункт дополнительно включен с 20 ноября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2017 года N 884/39)

Пунктом 18 вышеуказанного Порядка, основанием для принятия решения об отказе в выдаче справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование, или решения об отказе в выдаче справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование из дорогостоящих материалов, является:

а) наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах;

б) несоответствие категории получателя категориям лиц, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;

в) несоответствие документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации;

г) подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя, в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящего Порядка;

д) наличие в документах, представленных получателем или его представителем, сведений, противоречащих сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти;

е) решение Комиссии об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов;

ж) обращение лица, указанного в подпункте "е" пункта 2 настоящего Порядка, за получением справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование из дорогостоящих материалов;

з) обращение за справкой, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование ранее чем через 3 года со дня последнего предоставления меры социальной поддержки по зубопротезированию в соответствии с настоящим Порядком;

и) обращение за справкой, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование из дорогостоящих материалов ранее чем через 6 лет со дня последнего предоставления меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов в соответствии с настоящим Порядком;

к) предоставление получателям, указанным в подпунктах "а"-"д", "ж", "з" пункта 2 настоящего Порядка, социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Подпункт дополнительно включен с 20 ноября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2017 года N 884/39; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 18 февраля 2019 года N 71/4.

л) непредставление получателем или его представителем оригиналов документов в территориальное подразделение или МФЦ для сверки с документами, поданными в электронной форме с использованием Портала, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области;

(Подпункт дополнительно включен с 20 ноября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2017 года N 884/39)

м) несоответствие оригиналов документов, представленных получателем или его представителем в территориальное подразделение или МФЦ для сверки документам, поданным в электронной форме с использованием Портала в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.

(Подпункт дополнительно включен с 20 ноября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2017 года N 884/39)

н) представление справки о наличии показаний для зубопротезирования, выданной медицинской организацией, не входящей в Перечень;

(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2020 года постановлением Правительства Московской области от 12 февраля 2020 года N 42/2)

о) отсутствие у получателей, указанных в подпунктах "а"-"д", "ж", "з" пункта 2 настоящего Порядка, места жительства в Московской области;

(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2020 года постановлением Правительства Московской области от 12 февраля 2020 года N 42/2)

п) отзыв заявления о выдаче справки по инициативе получателя или его представителя.

(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2020 года постановлением Правительства Московской области от 12 февраля 2020 года N 42/2)

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно материалам дела.

Истец Степанова Мария Павловна, ветеран Великой Отечественной войны, вдова умершего участника Великой Отечественной войны, Ветеран труда, пенсионер, инвалид 2 группы, в 2018 г. обратилась ГБУЗ МО «Балашихинская стоматологическая поликлиника» с просьбой установить зубной протез на льготных условиях. Однако, ей со ссылкой на Министерство социального развития Московской области в этом было отказано. Из ответа Министерства социального развития Московской области, следует, что ей, Степановой М.П., как инвалиду, даже при наличии льгот, бесплатное установление зубного протеза не предусмотрено, указано, бесплатно (за счет средств федерального бюджета) зубные протезы изготавливаются тем инвалидам, у которых потребность в таком протезировании установлена бюро МСЭ в рамках ИПРА с целью восстановления той функции организма инвалида, утрата которой является причиной инвалидности. При отсутствии рекомендации в ИПРА инвалида в обеспечении ТСР (в данном случае зубными протезами) предоставление указанных средств реабилитации за счет средств федерального бюджета не осуществляется, также ранее истцу была предоставлена иная мера социальной поддержки – ежемесячная денежная компенсация мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и взнос на капитальный ремонт в размере 50% по категории «Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий; за коммунальные услуги в размере 50% по категории «Инвалид 2 группы» (л.д.7-9).

Меры социальной поддержки инвалидам предусмотрены Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящий Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации,

В соответствии со статьей 2 указанного Закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г., пунктом 4 названного перечня к реабилитационным мероприятиям отнесено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов. К техническим средствам реабилитации отнесено обеспечение инвалидов протезами и ортезами (пункт 8). Из содержания пункта 1 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 г. № 256 следует, что Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется, в том числе, предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также ни выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно- ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Пунктом 8 Регламента установлено, что государственной услугой является услуга по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги к ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

В соответствии с пп. «а» п.14 Регламента результатами предоставления государственной услуги являются в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно- ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абз. 2 п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. №240.

Таким образом, из содержания вышеуказанных положений следует, что предоставление зубных протезов, а также выплата компенсации за их изготовление (при самостоятельной оплате расходов инвалидом) за счет средств федерального бюджета не осуществляется.

В соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 г, № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» к категориям граждан, имеющим право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, дорогостоящих материалов и искусственных имплантов), относятся: 1) труженики тыла; 2)ветераны труда; 3) ветераны военной службы; 4) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, и лица, пострадавшие от политических репрессий;; 5) лица достигшие предпенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, признанные малоимущими гражданами.

Установленная мера социальной поддержки предоставляется указанным лицам, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации (ст. 14.2 Закона Московской области от 23.03.2006 г. №36/2006-ОЗ).

Степанова Мария Павловна, 08.03.1927 г.р., состоит на учете в управлении социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития Московской области по следующим категориям: инвалид 2 группы, супруга умершего Участника ВОВ, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья других причин, труженик тыла, пенсионер, ветеран труда, гражданин достигший 80 лет и старше, и пользуется мерами социальной поддержки по категории «инвалид» в виде ежемесячной денежной выплаты, а также мерами социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсацией за взнос на капитальный ремонт, ежегодной материальной помощью в связи с празднованием годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ежемесячной компенсацией гражданам старше 65 лет, бесплатным проездом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам II группы устанавливается ежемесячная денежная выплата. Истец, являясь получателем меры социальной поддержки по категории «инвалид» в виде ежемесячной денежной выплаты, сделал выбор относительно получения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22). Одновременно с этим в п. 3 ст. 13 этого же федерального задана установлено требование, согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Законом Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области. В системном толковании положения вышеуказанного закона и федеральных законов Российской Федерации не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как позволяющее выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Таким образом, отказ истцу в предоставлении меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования основан на положениях вышеуказанных нормативных актов, поскольку получение мер социальной поддержки одновременно по двум основаниям законом не предусмотрено, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Степановой Марии Павловны к Министерству Социального развития Московской области о признании отказа на изготовление зубного протеза за счет бюджета незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                       О.А.Кобзарева

Решение в окончательной форме принято 21 августа 2020 год

Судья О.А.Кобзарева

УИД 50RS0001-01-2020-002814-21

Решение в законную силу не вступило

Подлинник решения находится в гражданском деле 2-3016/2020

в производстве Балашихинского городского суда Московской области

Судья Кобзарева О.А.:

Секретарь Влазнева О.А.:

2-3016/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Мария Павловна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Кобзарева О.А.
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
14.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее