Дело № 2-88/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Большое Игнатово 10 июня 2015 г.
Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Гнатченко О.А.,
при секретаре судебного заседания Тутуркиной А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Козлова В.Е.,
представителя ответчика - Потребительского общества «Большеигнатовское» и.о. председателя правления Комаровой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Большеигнатовское» о понуждении произвести необходимые действия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан- инвалидов,
установил:
Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился в Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия с иском в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Большеигнатовское» о понуждении произвести необходимые действия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан- инвалидов.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой района в мае 2015 года проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в магазине «Аржадеевский» - Потребительское общество «Большеигнатовское», расположенное по адресу: <адрес>.
В ходе проверки было установлено, что вход в помещение магазина «Аржадеевский» - ПО «Большеигнатовское», расположенное по вышеуказанному адресу не оборудовано средствами для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручней).
Указанное помещение находится в собственности Потребительского общества «Большеигнатовское», в котором общество осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продуктов питания.
Федеральным законом обязанность по обеспечению доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры возложена на организацию, индивидуального предпринимателя осуществляющих предоставление услуг населению, вне зависимости от того, кто является собственником помещения, в котором осуществляется указанная деятельность.
Таким образом, Потребительским обществом «Большеигнатовское» не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижением ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие при входе специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанного учреждения невозможно, прокурор в соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации имеет право обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, прокурор района просит суд обязать Потребительское общество «Большеигнатовское» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в помещение магазина «Аржадеевский» - ПО «Большеигнатовское», расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования входа специальным приспособлением - пандусом и опорными устройствами, облегчающим доступ инвалидам и другим маломобильным гражданам.
В судебном заседании помощник прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Козлов В.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Потребительского общества «Большеигнатовское» Комарова Н.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора района признала, пояснила, что действительно вход в помещение магазина «Аржадеевский» не оборудован средствами для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, но в ближайшее время данные нарушения будут устранены.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов установлены в Указе Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно требованиям п.п. 3.9, 3.14, 3.17, 3.27-3.33 Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
Из акта проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 07.05.2015 года, составленного помощником прокурора Большеигнатовского района РМ Козловым В.Е., в присутствии и.о. председателя правления ПО «Большеигнатовское» Комаровой Н.Д., следует, что была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в магазине «Аржадеевский» - ПО «Большеигнатовское», расположенное по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в нарушении ст. 15 Федерального Закона « 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пандус и опорные устройства для доступа инвалидов в магазин «Аржадеевский» - ПО «Большеигнатовское» отсутствуют. Тем самым беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, места отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям) не обеспечено.
Федеральным законодательством обязанность по обеспечению доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры возложена на организацию, индивидуального предпринимателя, осуществляющих предоставление услуг населению, вне зависимости от того, кто является собственником помещения, в котором осуществляется указанная деятельность.
В судебном заседании установлено, что магазин «Аржадеевский» - ПО «Большеигнатовское» находится в собственности ПО «Большеигнатовское», в котором осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продуктов питания, вход в помещение магазина действительно не оборудован средствами для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, а именно отсутствуют пандуса и опорные устройств (поручни), что является нарушением федерального законодательства.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района, обратившегося в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом имущественного положения ПО «Большеигнатовское» в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19, п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым, снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до № рублей.
В силу части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ПО «Большеигнатовское» в пользу местного бюджета (бюджета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия) подлежит взысканию государственная пошлина в размере №) рублей, от уплаты которой был освобожден истец при обращении в суд.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Большеигнатовское», удовлетворить.
Обязать Потребительское общество «Большеигнатовское» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в помещение магазина «Аржадеевский» - Потребительское общество «Большеигнатовское», расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования входа специальным приспособлением - пандусом и опорными устройствами, облегчающими доступ инвалидам и другим маломобильным гражданам.
Взыскать с Потребительского общества «Большеигнатовское» государственную пошлину в размере №) рублей № копеек в бюджет Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Большеигнатовского районного суда
Республики Мордовия О.А. Гнатченко