№
УИД №24RS0006-01-2019-000860-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2019 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
при секретаре Пестеревой А.А.,
с участием
истца Новальского С.В.,
представителя истца Хнытикова В.Е., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Боготола Дегтяревой В.В.
третьего лица Тарутиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новальского СВ к МКУ Специализированная служба по вопросам похоронного дела" о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Новальский С.В. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ придя на могилу матери КПП., умершей ДД.ММ.ГГГГ и захороненной на кладбище в северной части г. Боготола. Обнаружил, что захоронение повреждено, памятник и надгробная плита сдвинуты, соседнее захоронение проведено с нарушениями норм, ограда могилы наложена на надгробную плиту матери. В связи с надругательством над местом захоронения матери он испытал и испытывает физические и нравственные страдания. В связи с чем, просит суд взыскать с МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Боготола Красноярского края компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Истец Новальский С.В., его представитель Хнытиков В.Е. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Истец Новальский С.В. суду пояснил, что его мать КПП умерла ДД.ММ.ГГГГ и захоронена на кладбище в северной части города Боготола. Он на протяжении всего времени ухаживал за могилой матери. В мае 2019 года придя на кладбище, он обнаружил, что памятник и надгробная плита на могиле его матери сдвинуты. В оградке, установленной за могилой матери, захоронена К Предполагает, что памятник и надгробная плита на могиле его матери, могли быть сдвинуты осенью 2018 года, так как за 30 лет они вросли в землю, и в зимних условиях их невозможно было сдвинуть. После погребения К оградка в которой она была захоронена, была расширена и в результате чего нависает над могилой его матери.
Представитель истца Хнытиков В.Е. суду пояснил, что им замерялась могила матери истца, ее длина составляет 2 метра, он полагает, что при погребении К была разрушена могила КПП. Указанное стало возможным, в связи с тем, что МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Боготола не осуществляет надлежащий контроль за захоронениями, в связи с чем, ответчик должен компенсировать моральный вред причиненный истцу, который испытывает нравственные страдания, выразившиеся в переживании в связи с надругательством над местом захоронения его матери.
Представитель ответчика МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Боготола Дегтярева В.В. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Боготола Красноярского края была образована в 2013 году, в ее обязанности входит предоставление земельных участков под захоронения. Родственники умершей К за предоставлением земельного участка не обращались. К ней обратился Хнытиков с жалобой на нарушения, допущенные при захоронении К. Она выезжала на северное кладбище, установила, что К похоронена в оградке, вместе с другими родственниками, могила Кирилловой расположена за могилой К, не огорожена. Было очевидно, что памятник на могиле К сдвигался, о чем свидетельствует выемка под памятником, но кем, не установлено.
Третье лицо Тарутина Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что ее мать КТИ умерла ДД.ММ.ГГГГ, похороны состоялись ДД.ММ.ГГГГ. Услуги по погребению оказывал индивидуальный предприниматель Городова Л.В., она ездила на кладбище и показала место, где необходимо выкопать могилу. Захоронена мать была в родовом захоронении, огороженном металлической оградкой, где похоронены отец, внук, сестра, бабушки усопшей. На протяжении 20 лет они с мамой ходили на кладбище и ухаживали за могилами родственников. При жизни мама изъявила желание быть похороненной рядом с родственниками в оградке. Они не переносили оградку, памятник с соседней могилы не сдвигали, так как не имелось возможности, поскольку на улице стояли минусовые температуры. За разрешением о выделении земельного участка для погребения матери она не обращалась, так как хоронили в оградке, где имелось свободное место.
Третье лицо индивидуальный предприниматель Городова Л.В., в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, суду пояснила, что она оказывала услуги по погребению КТИ., которая была похоронена в родовом захоронении, огороженным оградкой. Место погребения им показали родственники.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в соответствии со следующим.
Как указано в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. То есть стороны, если желают для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона, положениям п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Согласно статье 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (пункты 1, 2).
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указывается, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненными действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства...) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, физической болью, связанной с причинением увечья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
В судебном заседании установлено, что Новальский С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном КПП (л.д. 8, 10).
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года Кирилова П.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 11).
Решением Боготольского городского Совета депутатов девятой сессии Боготольского городского Совета третьего созыва от 05 июня 2007 года № 9-240 утверждено положение о порядке деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения (л.д. 57).
Положением определено, что устройство кладбища осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Боготоле (л.д. 58).
Согласно постановлению администрации г. Боготола от 19.11.2013 № 1566-п на территории МО г. Боготол создано МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», основными целями деятельности которого являются: оказание гарантированного перечня услуг по погребению, погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, выполнение функций уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, выполнение работ по содержанию мест захоронений (л.д. 59).
Положение о погребении и похоронном деле в городе Боготоле, утвержденное Решением Боготольского городского совета депутатов пятого созыва от 03.09.2018 № 12-134 разработано в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законом Красноярского края от 24.04.1997 «О семейных (родовых) захоронениях на территории Красноярского края» (л.д. 60-64).
Согласно Положению о погребении и похоронном деле в г. Боготоле место захоронения умершего отводится уполномоченным органом с учетом волеизъявления умершего, наличия свободного участка земли (п. 2.3).
Уполномоченный орган (уполномоченным органом определено МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Боготол) предоставляет места захоронений, осуществляет учет захоронений (п. 3.2).
Супруг, близкий родственник, иной родственник, законный представитель, иное лицо, взявшее на себя обязанности осуществить захоронение умершего, обращаются в уполномоченный орган для отвода места захоронения умершего на кладбищах (п 3.3).
Место захоронения умершего рядом с захороненными близкими родственниками предоставляется в случае, если позволяет площадь места захоронения (п. 3.5).
В силу п. 3.6 каждое захоронение на кладбищах регистрируется уполномоченным органом в книге регистрации захоронений.
Судом установлено, что земельный участок с разрешенным использованием для эксплуатации кладбища находится в собственности муниципального образования – город Боготол.
Проверяя доводы истца, судом установлено, что в установленном порядке земельный участок для захоронения КТИ. не выделялся, захоронение КТИ. на кладбище «Северное» в районе АЗС по <адрес> не зарегистрировано.
На территории Муниципального образования город Боготол Красноярского края порядок погребения осуществлялся также в соответствии с Положением об организации похоронного дела и содержании общественных кладбищ", утвержденным решением Боготольского городского Совета депутатов девятой сессии Боготольского городского Совета третьего созыва от 05 июня 2007 года № 9-240.
Данное положение не содержит требований о предъявлении документов при захоронении. Вместе с тем, устанавливает, что предоставление земельных участков для погребения умершего на общественном кладбище подлежит регистрации в книге регистрации захоронений.
Как следует из книги учета захоронений, регистрация захоронения КТИ за ДД.ММ.ГГГГ года отсутствует. Вместе с тем, в данном случае КТИ. захоронена в специально отведенном для этих целей месте - кладбище «Северное» в районе АЗС по <адрес>.
Допрошенный в качестве свидетеля Городов А.П. суду пояснил, что работает управляющим в фирме «Ритуал Сервис», которая оказывает услуги по захоронению, установке памятников, уборке, отсыпке мест захоронения. Зимой 2019 года к ним обратилась ТЕ. для оказания услуг по погребению ее матери на кладбище, расположенном в северной части города Боготола. Погребение должно было быть осуществлено в родовом захоронении, которое огорожено металлической оградой. При копке могилы, впереди расположенная могила К повреждена не была, поскольку расстояние между могилами К и К было около 70 см. Памятник, цветник не сдвигались, так как не имели такой возможности, в связи с тем, что стояли морозы, кроме того памятник установлен на металлических штырях высотой около метра. Поскольку руководитель МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Боготол ДВВ. в феврале 2019 г. находилась в отпуске, они приняли от ТЕ заявление о предоставлении земельного участка и передали его ДВВ., по выходу ее из отпуска.
Допрошенный в качестве свидетеля Тарантаев В.Н. в судебном заседании подтвердил, что зимой текущего года вместе с Городовым А.П. выезжал на кладбище расположенное в северной части города Боготола. В оградке было захоронено четверо человек, впереди за оградой также было захоронение, кто там был похоронен, он не выяснял. Они разобрали одну сторону оградки, выкопали могилу, при этом впереди стоящую могилу они не задели, так как расстояние между могилами составляло более 50 см. После погребения тела умершей, они все прибрали, часть оградки поставили на место.
Оценивая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доказательств нарушения ответчиком прав истца, повлекших причинение ему нравственных страданий, суду не представлено, поскольку истцом не представлено доказательств, какие права граждан нарушены ответчиком.
Доказательств нарушения санитарных правил и норм при осуществлении данного захоронения суду не представлено, и на наличие таких доказательств истец, представитель истца не ссылались.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 151 ГК, моральный вред подлежит компенсации, если он причинен в результате нарушения принадлежащих гражданину личных неимущественных прав или иных нематериальных благ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Навальского С.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новальского СВ к МКУ Специализированная служба по вопросам похоронного дела о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.