№ 5-84/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 октября 2016 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Долидович С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Дружба», ИНН 2462053307, юридический адрес общества: 660037, г. Красноярск, проспект имени газеты Красноярский рабочий, дом 27, строение 74, офис 301,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем прокурора ЗАТО г. Железногорск возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Дружба» (далее – ООО «Ломбард «Дружба»). Материалы административного производства направлены в Железногорский городской суд для рассмотрения.
В судебном заседании представитель ООО «Ломбард «Дружба») Лантинов М.Е. (директор Общества) и защитник Александрова Н.В. (по доверенности) обратились с ходатайством о передаче дела по подсудности в соответствующий суд по месту совершения правонарушения, т.к. обязанность по предоставлению соответствующих сведений лежит на Обществе, местом совершения операций, подлежащих обязательному контролю, является место нахождения юридического лица, тогда как обособленное структурное подразделение ООО «Ломбард «Дружба» в г. Железногорск не является юридическим лицом, данные операции обособленное подразделение не производит и обязанность по предоставлению сведений в соответствии с ФЗ № 115 на не нем не лежит.
Прокурор Себельдин И.С. согласился с доводами стороны защиты в этой части, не возражал против удовлетворения ходатайства о направлении дела по подсудности по месту совершения правонарушения.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:
Часть 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 04.09.2017 следует, что ООО «Ломбард Дружба состоит на специальном учете в Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В карте специального учета заявлен вид экономической деятельности: предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества.
В нарушение п. 4 ч.1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001 ООО «Ломбард «Дружба» не выполнена обязанность по предоставлению в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции в МРУ Росфинмониторинга по СФО сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю с покупателем лома ювелирных изделий б/у, содержащих драгоценные металлы – ООО «М», договор купли-продажи № 1/17 от 27.03.2017 года, дополнительное соглашение № 1 от 27.03.2017 года на сумму 540 940 рублей (363 гр. 585 пробы золота), дополнительное соглашение № 2 от 04.04.2017 года на сумму 404 397 рублей (293, 041 гр. 585 пробы золота), дополнительное соглашение № 3 от 16.06.2017 года на сумму 1 150 000 рублей (871,210 гр. 585 пробы золота), дополнительное соглашение № 4 от 17.07.2017 года на сумму 600 000 рублей (454,545 гр. 585 пробы золота).
В постановлении указано время административного правонарушения – 10.04.2017, место – Красноярский край, г. Железногорск, ул. Свердлова, 52а.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По общему правилу, содержащемуся в ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В том случае, если правонарушение совершено в форме бездействия, местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие или выполнена возложенная на лицо обязанность.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Вместе с тем, абз. 3 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" регламентировано, что дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Определяя территориальную подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
То есть, местом совершения правонарушения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий).
ООО «Ломбард Дружба» вменяется неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, т.е. совершение административного правонарушения в форме бездействия.
По материалам дела и пояснениям представителя Общества: выписки из ЕГРЮЛ № 50007 от 03.02.2017, Устава ООО «Ломбард Дружба» местом государственной регистрации (местом нахождения) юридического лица является адрес: Красноярский край, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, дом 27, строение 74, офис 301.
Обособленное структурное подразделение ООО «Ломбард «Дружба», осуществляющее деятельность по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, ул. Свердлова, д. 52А, не является юридическим лицом и на него не возложена обязанность в части проведения операций, в организации и (или) осуществления внутреннего контроля, представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Данные функции выполняет юридическое лицо.
Таким образом, поскольку осуществление операций, подлежащих обязательному контролю, обязанность по исполнению законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, лежит на юридическом лице, и, как установлено, именно юридическим лицом ООО «Ломбард «Дружба» производятся такие операции, обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, лежит на юридическом лице и эти действия не производятся и не входят в обязанность обособленного структурного подразделения Общества в г. Железногорск, то, соответственно, местом совершения административного правонарушения следует считать место нахождения юридического лица ООО «Ломбард «Дружба» (он же адрес регистрации), где должны были быть совершены действия, указанные в постановлении должностного лица о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, не исполнившего такую обязанность.
Административное расследование по делу не проводилось. Исходя из чего, по месту совершения правонарушения определяется и место рассмотрения дела об административном правонарушении, что при установленных обстоятельствах не входит в юрисдикцию Железногорского городского суда.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При установленных обстоятельствах дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард Дружба» подлежит направлению по подсудности для рассмотрения по месту совершения административного правонарушения - в Ленинский районный суд г. Красноярск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.5, 29.10-29.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Дружба» направить по подсудности в Ленинский районный суд г. Красноярск для рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Железногорский городской суд Красноярского края в десятидневный срок со дня вручения его копии, с подачей жалобы через мирового судью, вынесшего постановление.
Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова