Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1392/2019 ~ М-1304/2019 от 28.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-889/2019 по иску Ахтемирова Игоря Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области» о перерасчете и взыскании невыплаченной части пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Ахтемиров И.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» (далее по тексту Учреждение, ответчик) о защите пенсионных прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства. Истец проходил военную службу в должности судьи Благовещенского гарнизонного военного суда. С 2011 года является военным пенсионером из числа лиц, проходивших военную службу в судах, следственном комитете и прокуратуре, ему назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту Закон N 4468-1). Назначенная истцу пенсию включает в себя надбавку за выслугу лет, размер которой с момента назначения пенсии и до 01.01.2012 составлял 55%, с 01.01.2012 размер надбавки был снижен и с указанного момента по настоящее время составляет 25 %, что истец полагает незаконным и нарушающим его право на получение пенсионного обеспечения в полном объеме. В связи со снижением размера надбавки за выслугу лет за период с 01.01.2012 по 30.09.2019 он недополучил пенсию в размере 533889, 96 руб., которую и просит взыскать с ответчика с возложением на последнего обязанности выплачивать ему с 01.10.2012 военную пенсию с учетом 55% надбавки за выслугу лет.

Впоследствии истец иск уточнил в части суммы в размере 444907,95 рублей, в остальной части иск оставил без изменения.

Истец в судебном заседании уточненный иск поддержал, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика по доверенности с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, настаивая на том, что снижение процента надбавки за выслугу лет не уменьшило размер пенсии истца и потому не повлекло нарушения его прав.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, Ахтемиров И.В. проходил военную службу в должности судьи Благовещенского гарнизонного военного суда.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с Законом N 4468-1 была назначена пенсия, в состав которой входит надбавка за выслугу лет, размер надбавки до ДД.ММ.ГГГГ составлял 50% при стаже службы истца более 20 лет (согласно выписки из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ВК выслуга лет истца на момент увольнения с военной службы составляет 20 лет 10 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ размер надбавки за выслугу лет был снижен и по настоящее время составляет 25%.

Возражая против иска, ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для установления истцу в настоящее время процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%, поскольку, изменив правовое регулирование вопроса о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из их числа, законодатель не ухудшил их имущественное положение, размер выплачиваемой истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по сравнению с ее размером до нового правового регулирования не уменьшился.

С такими доводами суд согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту Федеральный закон N 306-ФЗ), установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 20 до 25 лет: вместо ранее установленных 55% (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 01.01.2012) предусмотрена надбавка 30% (п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Порядок применения Федерального закона N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 309-ФЗ), которые вступили в силу 11.11.2011.

В соответствии ч. 8 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.

Часть 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.

Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).

При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона N 4468-I, а также положений частей 8 - 11 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ, и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что в связи с реформированием с 01.01.2012 системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012 военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Закона N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано.

Соответственно, учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), суд приходит к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.

Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона N 309-ФЗ изменены не были.

Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с ДД.ММ.ГГГГ размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции РФ.

Правовых оснований для снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (вне зависимости от того, уменьшится или нет общая сумма пенсии) ответчик не имел, действовал с явным нарушением нормы ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ.

В этой связи суд полагает необходимым отметить, что в связи с неприменением в отношении истца правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона N 4468-I (ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ), размер его пенсии не подлежит ежегодному увеличению как иным военным пенсионерам и с октября 2013 г. (с момента увеличения оклада по должности судьи) остается неизменным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, учитывая при этом, что произведенный истцом расчет недоплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 444907,95 рублей ответчиком не оспаривается.

Доводы ответчика о необходимости применения ст. 55 Закона, согласно которой, в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, отклоняются судом, так как основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через военные комиссариаты - территориальные органы Министерства обороны РФ (пп. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах).

По делу установлено, что истец в соответствии с действующим законодательством имеет право на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного содержания в размере 50% (в соответствии с денежным сертификатом), установленном на момент увольнения с военной службы, пенсионным органом с 01.01.2012 был неверно исчислен размер пенсии за выслугу лет исходя из размера 25%, т.е. неправильно применен закон по вине пенсионного органа. В заявлении от 24.05.2019 истец новых обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии, кроме как предусмотренных действующим законодательством, не приводил.

Порядок устранения последствий допущенной ошибки, в результате которой пенсионер недополучил своевременно пенсию, регламентирован специальной нормой, а именно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, в соответствии с которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

При таких обстоятельствах ссылка на ч. 2 ст. 55 Закона, регулирующую порядок перерасчета правильно назначенной пенсии в сторону ее увеличения в связи с приобретением пенсионером на это права, несостоятельна.

Недополученная по вине органа, назначившего пенсию, сумма задолженности за весь период с момента назначения пенсии подлежит взысканию в пользу пенсионера с органа, производящего выплату пенсии за счет средств федерального бюджета, каковым по настоящему делу является ответчик.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплаченная госпошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ахтемирова Игоря Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области» о перерасчете и взыскании невыплаченной части пенсии за выслугу лет, удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» в пользу Ахтемирова Игоря Викторовича невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 01.01.2012 по 30.09.2019 в сумме 444907,95 рублей.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» в дальнейшем с 01.10.2019 года выплачивать Ахтемирову Игорю Викторовичу военную пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» в пользу Ахтемирова Игоря Викторовича расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей за счет средств Управления Федерального казначейства по Самарской области, выделяемых по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 02 01 2017000 014 290 «Прочие расходы».

Выплату недополученной пенсии производить за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 10 01 7103001 312 263 «Пенсии военнослужащим и членам их семей» через учреждение ОАО Сбербанк России.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Коваленко О.П.

Мотивированное решение изготовлено 01.10.2019

2-1392/2019 ~ М-1304/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ахтемиров И.В.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Самарской области"
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Судебное заседание
01.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2019Дело оформлено
05.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее