Дело № 12-54/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Заводоуковск 11 июля 2017 года
Судья Заводоуковского районного суда Тюменской области М.Ю. Дмитриева, при секретаре Турнаевой И.В., с участием лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении аудитора счетной палаты Тюменской области Е.Л.А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении –Пономаревой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении ... по жалобе аудитора Счетной Палаты Тюменской области Е.Л.А. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Заводоуковского судебного района Тюменской области от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11. КоАП РФ в отношении Пономарева В.М.,
у с т а н о в и л:
Аудитором счетной палаты Тюменской области Е.Л.А. ... составлен протокол ...-А об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ в отношении Пономарева В.М., являющейся ... ... за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, допущенное искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженное в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Заводоуковского судебного района Тюменской области от ... производство по делу в отношении ...» Пономарева В.М. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ прекращено, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным постановлением аудитор счетной палаты Тюменской области Е.Л.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить и вернуть дело на новое рассмотрение мировому судье. С указанным постановлением она не согласна и в жалобе указала, что в силу ч.2 ст. 2, п. 9 ст. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. от 04.11.2014 г., настоящий закон применяется при составлении бюджетной отчетности, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора (государственных учреждений) устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом? бухгалтерская отчетность государственного учреждения, по мнению аудитора счетной палаты Е.Л.А., является элементом бюджетной отчетности, и следовательно, вменяемое Пономаревой В.М. правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.11. КоАП РФ, относится к нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в связи с чем, считает, что срок привлечения к административной ответственности ...» Пономаревой В.М. по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два года с момента совершения правонарушения с ... и истекает ....
В судебном заседании аудитор счетной палаты Тюменской области Е.Л.А. жалобу поддержала в полном объеме, просила отменить постановление мирового судьи и дело вернуть на новое рассмотрение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении -Пономарева В.М. согласна с доводами жалобы, подтвердила, что при составлении бухгалтерской отчетности руководствуется, в том числе, нормами бюджетного законодательства.
Изучив материалы дела, суд находит судебное постановление мирового судьи подлежащим отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24. 1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ч. 2 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно примечания: Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с п.п. 2,96,97 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н (далее - Инструкция №183н) автономные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждений, а также хозяйственных операций их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения учета, в том числе
признания, оценки, группировки объектов учета исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными академиями наук, государственными (муниципальными)
учреждениями, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н и настоящей Инструкцией, операции по счету, по поступлению доходов от плательщиков, уменьшению расчетов с дебиторами по доходам, по иным основаниям оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
Согласно п. 69 Инструкции №33н, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 года № 33н (далее – Инструкция № 33н) "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) содержит
обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Приложения (ф. 0503769) составляются раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, субсидии на цели осуществления капитальных вложений; средства по обязательному
медицинскому страхованию, а также отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности. В соответствии с приказом директора ... от ... ... «Об утверждении положения по учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета на 2015 год», учреждение устанавливает учетную политику для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения, разработанную на основании Инструкции № 33н.
Из протокола ...-А об административном правонарушении от ..., следует, что в годовой бухгалтерской отчетности за ... года ...», принятой учредителем ... в нарушение п. 1 ст. 13 ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 2, 96,97 Инструкции № 183н, п.п.3,197 Инструкции №157н, п.69 Инструкции № 33н, сведения по дебиторской задолженности (ф. 0503769) не подтверждены соответствующими регистрами учета, а именно дебиторская задолженность в графе 5 по счету 2 205 31000 отражена в сумме 98095 рублей 17 копеек, которая как следует из указанного протокола, занижена на 21887 рублей 21 копейку, что составляет более 10 %.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Копией трудового договора ... от ..., должностной инструкцией ...» ... от ... следует, что ...» в период ... гг. являлась Пономарева В.М., на которую возложены обязанности по обеспечению составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходов средств использования бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности.
Административная ответственность по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно ст. 15.11 КоАП РФ, в редакции, действующей на момент составления бухгалтерской отчетности, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Согласно примечания, под грубым нарушением правил бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении Пономаревой В.М. по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ имели место ... (предоставление бухгалтерской отчетности за ... год, как указано в протоколе об административном правонарушении).
На момент совершения, вменяемого ... административного правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции действующей на ...) составлял три месяца.
Федеральным законом от 30.03.2016 года № 77-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая редакция ст. 15.11 КоАП РФ и уточнена ст. 4.5 КоАП РФ, в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства по бухгалтерскому учету до двух лет, со дня совершения административного правонарушения. Изменения вступили в законную силу 10 апреля 2016 года.
Судом первой инстанции правильно установлено, что административное правонарушение, выразившееся в нарушении законодательства о бухгалтерском учете, не является длящимся, и срок давности по нему начал течь с момента наступления указанного в пункте 2 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212 срока – с ....
Мировой судья пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения ... Пономарева В.М. к административной ответственности истек.
При этом мировой судья, исходя из положений части 1 ст. 4.5 КоАП РФ, сделал вывод, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.11 названного Кодекса составляет три месяца.
Согласно нормам, содержащимся в ч. 1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Поскольку, внесенными изменениями в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ был увеличен срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (тогда как прежняя редакция статьи предусматривала исчисление трехмесячного срока давности со дня совершения административного правонарушения) и тем самым было ухудшено положение лица, привлекаемого к административной ответственности, то положения данной нормы в данной части с учетом ее изменения не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до ее вступления в законную силу.
Часть третья ст.1.7 КоАП РФ, согласно которой производство по делу осуществляется на основании закона, действующего во время производства по делу, неприменима, так как давность привлечения к ответственности не относится к нормам о производстве по делу.
Учитывая, что противоправное деяние ... Пономарева В.М. за нарушение законодательства о бухгалтерском учете завершилось ..., то срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете должен исчисляться в соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от ... №77-ФЗ, то есть трехмесячный срок давности истек ....
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.2, п.9 ст.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 6.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящий Федеральный закон №402-ФЗ применяется при составлении бюджетной отчетности, состав бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора (государственных учреждений) устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Согласно Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, бухгалтерский учет осуществляется учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
Следовательно, вменяемое Пономаревой В.М. правонарушение относится к нарушению, в том числе бюджетного законодательства, срок привлечение за которое составляет два года со дня совершения правонарушения.
Следовательно, мировой судья неправильно применил положения ч. 1, 2 ст. 1.7 и ст.4.5 КоАП РФ касаемо правонарушения, вмененного в вину Пономаревой В.М. приняв постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая изложенное и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Заводоуковского судебного района Тюменской области от ... о прекращении производства по делу в отношении ... Пономарева В.М. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности – отменить и возвратить дело мировому судье судебного участка №1 Заводоуковского судебного района Тюменской области на новое рассмотрение, жалобу аудитора Счетной Палаты Тюменской области Е.Л.А. - удовлетворить.
Судья М.Ю. Дмитриева