Административное дело № 2а-291/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 11 сентября 2018 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О.В.,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования п.г.т Уушмун Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации п.г.т.Уушмун по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на котельных, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования п.г.т Уушмун Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации п.г.т.Уушмун по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на котельных, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении, заявленные требования обоснованы следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов. По результатам проверки установлено следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Установлено, что на территории муниципального образования - рабочий поселок Ушумун расположено 5 котельных - котельная «Братск» расположенная по адресу: <адрес>» - <адрес>, котельная «Центральная» - <адрес>, котельная «Бытовая» - <адрес>, <адрес>, котельная «Школа» - <адрес>. Указанные котельные являются муниципальной собственностью и принадлежат муниципальному образованию - рабочий поселок Ушумун Магдагачинского района Амурской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.06.2013 (2), выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 18.08.2017(3). Однако в нарушение вышеуказанных норм названные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии. Собственник котельных - администрация посёлка Ушумун учет на указанных объектах не организовал. Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижении энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, отсутствия надлежащего контроля за подчинёнными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Указанные нарушения были выявлены прокуратурой района в ходе ранее проведенной проверки. 22.06.2018г. прокурором района в адрес администрации пгт. Ушумун внесено представление по факту отсутствия прибора учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были.
В связи с изложенным просит суд признать незаконным бездействие администрации пгт. Ушумун по факту непринятия мер к установке в находящихся в собственности котельных: «Братск» расположенную по адресу: <адрес>» - пгт. <адрес>, котельную «Центральная» - <адрес>, котельную «Бытовая» - <адрес>, котельную «Школа» - <адрес> приборов учета тепловой энергии. Обязать администрацию пгт. Ушумун оборудовать котельную «Братск» расположенную по адресу: <адрес>, котельную «ДС» - <адрес>, котельную «Центральная» - <адрес>, котельную «Бытовая» - <адрес>, <адрес>, котельную «Школа» - <адрес> приборами учета тепловой энергии.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные прокурором района административные исковые требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил: в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. У административного ответчика в силу закона имеется обязанность по установке приборов учета тепловой энергии на котельных. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик администрация муниципального образования п.г.т. Ушумун Магдагачинского района Амурской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд с учетом мнения помощника прокурора пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.
Заслушав объяснение помощника прокурора Магдагачинского района, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно материалов дела прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Магдагачинского района законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении в части готовности к отопительному сезону 2018-2019 годов, в результате которой установлено, что объекты - котельные Братск, ДС. ПМС-185, ШПЗ, школы, расположенные на территории муниципального образования п. Ушумун, не оборудованы приборами учета тепловой энергии. По данному факту в адрес главы Администрации п.Ушумун внесено преставление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении (л.д.8-9). Требования прокурора до настоящего времени не исполнены.
Согласно исследованному в судебном заседании Уставу муниципального образования администрация п.г.т. Ушумун Магдагачинского района Амурской области к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. ( ст. 7 п. 4 Устава).
В связи с изложенным у административного ответчика имеется обязанность по организации теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Вопреки доводами административного ответчика, изложенных в ответе на представление прокурора Магдагачинского района в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч.3, 4 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В судебном заседании установлено, что здания с кадастровыми номерами №, № расположенные в п.Ушумун Магдагачинского района, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, в которых расположены котельные, являются собственностью муниципального образования п. Ушумун Магдагачинского района Амурской области (л.д.12-19).
Судом из материалов дела установлено и не опровергается административным ответчиком, что здания указанных котельных, являющихся муниципальным имуществом, не оборудованы приборами учета тепловой энергии.
Поскольку администрацией п.Ушумун, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд считает обоснованными доводы прокурора Магдагачинского района о бездействии органа местного самоуправления.
Каких-либо доказательств тому, что котельные не подлежат оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в суд не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансовой возможности для установления приборов учета тепловой энергии в зданиях котельных не является основанием для не исполнения органом местного самоуправления требований Федерального законодательства, доказательств о наличии запланированных в местном бюджете статей расходов на установку приборов учета тепловой энергии на котельных с 2011 года и невозможности исполнения бюджета муниципальным образованием не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района– удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования п.г.т. Ушумун Магдагачинского района Амурской области в непринятии мер к установке приборов учета тепловой энергии в котельных: «Братск» по адресу: <адрес>, котельной «ДС» - <адрес>, котельной «Центральная» - <адрес>, котельной «Бытовая» - <адрес>, котельной «Школа» - <адрес> приборов учета тепловой энергии.
Обязать администрацию муниципального образования п.г.т Уушмун Магдагачинского района Амурской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную «Братск» расположенную по адресу: <адрес>, котельную «ДС» - <адрес>, котельную «Центральная» - <адрес>, котельную «Бытовая» - <адрес>, котельную «Школа» - <адрес> приборами учета тепловой энергии.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 14 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Магдагачинского районного суда О. В. Волошин