77RS0001-01-2018-002393-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года город Москва
Бабушкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Жигалиной И.В., при секретаре судебного заседания Зубановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4508/19 по иску АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» к ООО «ДОРЭКС», ООО «Визир», Железняковой * о взыскании вознаграждения по банковской гарантии, неустойки, обращения взыскания на предмет залога, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании вознаграждения по банковской гарантии в размере 5 225 379,91 руб., неустойки в размере 3 447 940,59 руб., обращении взыскания на заложенное имущество, в котором просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность в сумме 8 673 320 рублей 50 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 72 367 рублей, обратить взыскание на автотранспортные средства: **
Требования мотивированы тем, что 24.11.2014 года между АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) и ООО «Дорэкс» было заключено соглашение о предоставлении банковской гарантии № *, по условиям которого ответчику была выдана банковская гарантия на сумму 556 880 855 рублей 70 копеек, которая действует с 24.11.2014 года по 30.06.2018 года, вознаграждение за пользование которой составляет 3,2% годовых. Дополнительным соглашением № 2 от 21.01.2016 года к соглашению о предоставлении банковской гарантии сумма банковской гарантии составляет 286 940 021 рубль 93 копейки и действует с 21.01.2016 года по 30.06.2018 года. Согласно выписке по счету, банком была предоставлена банковская гарантия в указанном размере, однако предусмотренное соглашением вознаграждение не выплачено ответчиком до настоящего времени. Задолженность по вознаграждению составляет 5 225 379 рублей 91 копейка, неустойка составляет 3 447 940 рублей 59 копеек. В обеспечение обязательств по соглашению 24.11.2014 года были заключены договоры поручительства между банком и Железняковой Р.Б., а также между банком и ООО «Визир», по условиям которых поручители обязались отвечать перед банком за исполнение принципалом обязательств по соглашению солидарно. Также исполнение обязательств по соглашению было обеспечено договором залога основных средств * от 24.11.2014 года. Свои обязательства банк исполнил в полном объеме путем, однако принципал свои обязательства выполняет ненадлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность по выплате вознаграждения.
Представитель истца АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по доверенности – Минер В.А.
Представитель ответчика ООО «ДОРЭКС» по доверенности – Леонова Т.В., представитель ответчика ООО «Визир» по доверенности – Мишина М.А. в судебное заседание явились, иск полагали необоснованным.
Ответчик Железнякова Р.Б. в судебное заседание не явилась, извещена.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
С учетом положений ст. 423, 431 ГК РФ по общему правилу договор предполагается возмездным, если в нем самом или в законе не предусмотрено обратное, в этой связи гарант вправе получить вознаграждение по факту выдачи банковской гарантией.
Согласно ст. 361 ГК РФ, по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
В соответствии со ст. 363 ГК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
В соответствии со ст. 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом, как полностью, так и в части долга.
В силу п. 2 и 3 ст. 189.78 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства; принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц; предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 24.11.2014 года между АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) и ООО «Дорэкс» было заключено соглашение о предоставлении банковской гарантии № *, по условиям которого ответчику была выдана банковская гарантия на сумму 556 880 855 рублей 70 копеек, которая действует с 24.11.2014 года по 30.06.2018 года, вознаграждение за пользование которой составляет 3,2% годовых.
В силу п. 3.3.1 соглашения принципал обязуется уплатить гаранту вознаграждение.
Дополнительным соглашением № 2 от 21.01.2016 года к соглашению о предоставлении банковской гарантии сумма банковской гарантии составляет 286 940 021 рубль 93 копейки и действует с 21.01.2016 года по 30.06.2018 года.
Согласно п. 7.5 соглашения при неисполнении принципалом любого из обязательств, указанных в п. 3.3.1-3.3.6, 3.3.9, гарант имеет право взыскать с принципала штраф в размере 0,3% от суммы банковской гарантии за каждый случай такого неисполнения.
Согласно выписке по счету, банком была предоставлена банковская гарантия в указанном размере, однако предусмотренное соглашением вознаграждение не выплачено ответчиком до настоящего времени.
Задолженность по вознаграждению составляет 5 225 379 рублей 91 копейка, неустойка составляет 3 447 940 рублей 59 копеек.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2016 г. по делу №А40-196703/16-30-306Б кредитная организация АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) признана банкротом, в отношении нее открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Решением ЦБ РФ отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В соответствии со ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом обязательств перед бенефициаром (основного обязательства).
Исходя из изложенного, указанной нормой права установлена обеспечивающая функция банковской гарантии, выражающаяся в самостоятельных обязательствах гаранта перед принципалом в самостоятельном объеме. Обеспечительная функция гарантии заключается как в принятии банком на себя обязательств по выплате указанной в ней суммы, так и в фактической выплате при наступлении указанного в гарантии события.
Как следует из положений ст. 368 ГК РФ, п. 8 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" N 395-1 от 02.12.1990 г. выдача кредитной организацией банковской гарантии представляет собой банковскую операцию, то есть оказание определенного рода услуг в пользу клиента банка, за которое им выплачивается соответствующее вознаграждение в пользу банка, устанавливаемое согласно статье 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" по соглашению сторон соответствующей сделки.
На основании ст. 13 ФЗ РФ N 395-1 от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 20 ФЗ РФ N 395-1 от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" в период после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) установлен запрет на совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с указанной выше статьей.
Также, прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств.
Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:
1) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
2) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
3) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.
Исходя из изложенного, с момента отзыва у Банка лицензии на осуществление банковской деятельности банк не может исполнять свои обязательства по договору о предоставлении банковской гарантии, то есть выплатить оговоренную сумму, в том числе по требованию бенефициара и, соответственно, не вправе требовать вознаграждение за услугу, исполнение которой невозможно в силу законодательного запрета.
В силу п. 1 ст. 189.76 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в том числе в случае вступления после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации такой лицензии (подпункт 1); совершение сделок, исполнение судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, которые вынесены в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством, процессуальным законодательством, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, связаны с отчуждением имущества кредитной организации или влекут за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и в пользование, допускаются исключительно в порядке, установленном статьями 189.73 - 189.101 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" со (подпункт 3); все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования к кредитной организации, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным статьей 189.84 названного Закона, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73 - 189.101 указанного Закона (подпункт 4); исполнение обязательств кредитной организации, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, которые вынесены в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством, процессуальным законодательством, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены статьями 189.73 - 189.101 данного Закона (подпункт 7).
Таким образом, с момента отзыва лицензии, а также с даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства банк-гарант утрачивает возможность осуществить выплату по гарантии непосредственно при предъявлении к нему бенефициаром требования о платеже, в таком случае исполнение требования Бенефициара о выплате по банковской гарантии возможно только путем включения требования в реестр требований кредиторов с его удовлетворением при наличии средств в конкурсной массе в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", либо погашением ввиду отсутствия средств в конкурсной массе для полного удовлетворения требований кредиторов при завершении процедуры банкротства, в связи с чем банковская гарантия по существу утрачивает обеспечительную функцию, как отмечено в Постановлении Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. N 5-АД18-44.
С целью исследования наличия у Гаранта возможности в его текущем положении исполнить свою часть спорного договора, по первому требованию произвести Бенефициару выплату по гарантии, а также вопроса, сохранила ли банковская гарантия свои потребительские качества банковского продукта после отзыва у банка лицензии, и если сохранила, то в каком объеме, какова реальная стоимость банковской гарантии, гарантом по которой является банк, в отношении которого судом уже установлено, что он не может исполнять свои обязательства надлежащим образом, в силу банкротства, определением суда от 16.10.2019 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам *
По вопросу №1 «Какова итоговая величина рыночной стоимости права требования суммы вознаграждения за выдачу ООО «ДОРЕКС» банковской гарантии №* от 24.11.2014 года (со сроком действия до 30.06.2018 года), на дату подачи иска - 19.02.2018 г.?» экспертами дан ответ, согласно которому итоговая величина рыночной стоимости права требования суммы вознаграждения за выдачу ООО «ДОРЕКС» банковской гарантии №* от 24.11.2014 года (со сроком действия до 30.06.2018 года), на дату подачи иска - 19.02.2018 г. составляет 1 рубль.
По вопросу №2 «Какова вероятность гипотетических выплат Гарантом Бенифициару по банковской гарантии №* от 24.11.2014 года (со сроком действия до 30.06.2018 года), после отзыва у Гаранта АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) лицензии, исходя из текущего финансового состояния?» экспертами установлено, что вероятность гипотетических выплат Гарантом Бенифициару по банковской гарантии №* от 24.11.2014 года (со сроком действия до 30.06.2018 года), после отзыва у Гаранта АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) лицензии, исходя из текущего финансового состояния, оценивается как низкая.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что исследование проведено экспертом, имеющим необходимую квалификацию и специальные познаниями в соответствующей области. Заключение выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также требований ст. 86 ГПК РФ. В заключении подробно описаны произведенные исследования, указаны сделанные на их основании выводы, приведены обоснованные заключения, указаны сведения об экспертах.
Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что с момента отзыва у АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) лицензии на осуществление банковской деятельности он не имел возможности в его текущем финансовом положении исполнить свою часть спорного договора, и по первому требованию произвести Бенефициару выплату по гарантии, оснований для взыскания вознаграждения по банковской гарантии, неустойки, у суда не имеется.
При этом суд исходит из того обстоятельства, что банковская гарантия свои потребительские качества банковского продукта после отзыва у банка лицензии не сохранила, согласно заключению судебной экспертизы итоговая величина рыночной стоимости права требования суммы вознаграждения за выдачу ООО «ДОРЕКС» банковской гарантии №* от 24.11.2014 года (со сроком действия до 30.06.2018 года), на дату подачи иска - 19.02.2018 г. составляет 1 рубль.
При таких данных, в удовлетворении исковых требований АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» к ООО «ДОРЭКС», ООО «Визир», Железняковой Р.Б. о взыскании вознаграждения по банковской гарантии, неустойки, судебных расходов, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» (░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░», ░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ *░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.11.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░