Решение по делу № 2-2034/2019 ~ М-1590/2019 от 01.07.2019

Дело № 2-2034/2019

39RS0004-01-2019-002177-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2019 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.

при секретаре Вагине А.С.

с участием помощника Калининградского транспортного прокурора

Пистер М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Калининградский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в сфере защиты транспортной безопасности обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги», по результатам которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал Северный на станции Калининград Пассажирский Калининградской дирекции пассажирских обустройств - СП Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги» 21 июля 2016 года включен в реестр категорированных ОТИ железнодорожного транспорта за № ЖВП116307 (ОТИ присвоена 2 категория), в отношении которого 13 апреля 2018 года утверждена дополнительная оценка уязвимости. Калининградской дирекцией пассажирских обустройств в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлен на утверждение план ОТБ этого ОТИ, 20 августа 2018 года в утверждении плана отказано. Вновь план направлен на утверждение лишь 19 апреля 2019 года, однако получен отказ в утверждении плана. По состоянию на 25 июня 2019 года нарушения, послужившие основанием для отказа в утверждении плана, не устранены, план ОТБ ОТИ № ЖВП116307 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение не направлен. Указанные нарушения препятствуют утверждению плана обеспечения транспортной безопасности, следовательно, затягивают срок реализации плана ОТБ ОТИ, что в свою очередь угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калининградский транспортный прокурор просил обязать ОАО «Российские железные дороги» внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры № ЖВП116307, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ, а также с учетом нарушений указанных в Заключении об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ от 21 мая 2019 года № 2019/2/106 и представить план ОТБ на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, установить срок для исполнения решения суда - один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник Калининградского транспортного прокурора Пистер М.А. в судебном заседании исковое заявление поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на его удовлетворении. Дополнительно пояснила суду, что, поскольку ответчик готов выполнить требования прокурора, Калининградский транспортный прокурор полагает возможным продлить срок для выполнения требований до 3-х месяцев.

Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств - Сбоева Т.И., действующая на основании доверенности серии 39 АА № 1627308 от 13 марта 2018 года, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что ответчик готов выполнить требования прокурора, однако просила продлить срок их исполнения до трех месяцев, поскольку внесение изменений в план требует их согласования с соответствующими инстанциями, каждое из которых тоже происходит в определенные сроки. Представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Калининградской транспортной прокуратурой в июне 2019 года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на основании решения Заместителя Калининградского транспортного прокурора младшего советника юстиции Авакьяна М.Ю. о проведении проверки от 20 июня 2019 года № 35. В результате проведенной проверки выявлены нарушения направления планов обеспечения транспортной безопасности, вследствие чего Калининградский транспортный прокурор обратился в Московский районный суд г. Калининграда с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО «РЖД» совершить определенные действия, а именно: внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности (план ОТБ) объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) №ЖВП116307, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а также с учетом нарушений указанных в Заключении об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ от 21 мая 2019 года № 2019/2/106 и представить план ОТБ на утверждение в федеральное в федеральное агентство железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» выражает несогласие с иском в части установлении срока для исполнения решения суда. Объекту транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - железнодорожному вокзалу Северный на станции Калининград-Пассажирский Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (далее железнодорожный вокзал Северный) присвоена 2 категория по транспортной безопасности. Оценка уязвимости железнодорожного вокзала Северный проведена в 2016 году: в рамках исполнения договора, заключенного ОАО «РЖД» с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» № 2183163 от 07 декабря 2016 года. Дополнительная оценка уязвимости ОТИ Калининградской дирекции пассажирских обустройств проведена на основании договора от 26 февраля 2018 года № 2800498, заключенного ОАО «РЖД» и ООО «ЭКЗИСТ», в связи с изменениями требований по обеспечению транспортной безопасности, вследствие вступления в силу постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495. Утвержденные результаты проведенной дополнительной оценки уязвимости получены Дирекцией 10 апреля 2018 года. Постановлением правительства РФ от 30 июля 2004 года № 397 утверждено Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, согласно п. 5.13.3. которого Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности. Согласно пп. 6 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности) субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение трёх месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). Подпункт 18 п. 5 Требований содержит указание на 3-х месячный срок в отношении обязанности обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ, и их представления на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок). Калининградская дирекция пассажирских обустройств в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности и Порядком разработки планов транспортной безопасности направляла на утверждение план транспортной безопасности ОТИ в Росжелдор: 25 мая 2018 года - получен отказ 03 июля 2018 года; 01 августа 2018 года - получен отказ 20 августа 2018 года; 19 апреля 2019 года - получен отказ 21 мая 2019 года. При этом ни в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, ни в Порядке разработки планов транспортной безопасности не содержится указания о сроке направления плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ с устраненными нарушениями, выявленными Росжелдором и указанными в заключении об отказе в утверждении. В настоящее время Калининградской дирекцией проводится работа по внесению в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ изменений согласно выявленным нарушениям. Таким образом, с учетом факта первичного направления плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в установленный вышеуказанными нормативно-правовыми срок, а также тем, что Дирекция предпринимает все необходимые меры по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (в настоящее время безопасность обеспечивается ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» по договору № 2841670 от 01 мая 2018 года), и тем, что идет непрерывная работа по доработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ с целью его направления на утверждение, представитель ответчика просил продлить срок на исполнение решения суда по данному иску до трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Судом установлено, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги», по результатам которой установлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал Северный на станции Калининград Пассажирский Калининградской дирекции пассажирских обустройств - СП Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги» 21 июля 2016 года включен в реестр категорированных ОТИ железнодорожного транспорта за № ЖВП116307 (ОТИ присвоена 2 категория), в отношении которого 13 апреля 2018 года утверждена дополнительная оценка уязвимости.

Калининградской дирекцией пассажирских обустройств в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлен на утверждение план ОТБ этого ОТИ, 20 августа 2018 года в утверждении плана отказано.

Вновь план направлен на утверждение лишь 19 апреля 2019 года, однако получен отказ в утверждении плана.

По состоянию на 25 июня 2019 года нарушения, послужившие основанием для отказа в утверждении плана, не устранены, план ОТБ ОТИ № ЖВП116307 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение не направлен.

Как следует из искового заявления, указанные нарушения препятствуют утверждению плана обеспечения транспортной безопасности, следовательно, затягивают срок реализации плана ОТБ ОТИ, что в свою очередь угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым.

Статьей 9 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

С 01 июля 2017 года вступили в силу утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта - которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства».

Субъект транспортной инфраструктуры в соответствии с пп. 5 и пп. 17 п. 5 Требований обязан обеспечить проведение оценки уязвимости, дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение ее результатов в течение 3 месяцев, в соответствии с пп. 6 и пп. 18 п. 5 Требований разработать или внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости, дополнительной оценки уязвимости.

Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденным приказом Минтранса России от 09 августа 2012 года № 292, рассмотрение заявления, результатов оценки уязвимости и принятие решения осуществляется в срок не превышающий 30 дней с момента принятия заявления о предоставлении государственной услуги.

Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденным приказом Минтранса России от 06 марта 2013 года № 74, рассмотрение заявления и планов обеспечения транспортной безопасности и принятие решения осуществляется в срок не превышающий 30 дней с момента принятия заявления о предоставлении государственной услуги.

Исходя из вышеизложенного следует, что законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности установлен срок выполнения мероприятий по проведению оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости), утверждению планов обеспечения транспортной безопасности, изменений вносимых в планы обеспечения транспортной безопасности в течение 8 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», в связи с чем суд полагает исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств -удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры № ЖВП116307, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а также с учетом нарушений, указанных в Заключении об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от 21 мая 2019 года № 2019/2/106 и представить план обеспечения транспортной безопасности на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 06 августа 2019 года.

Судья /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2034/2019 ~ М-1590/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калиниградский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств-филиала ОАО "РЖД" в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств
Суд
Московский районный суд г. Калининграда
Судья
Скворцова Юлия Анатольевна
Дело на сайте суда
moskovsky--kln.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2019Дело оформлено
24.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее