Дело № 2а-164/2018
Решение
Именем Российской Федерации
п. Чамзинка 03 мая 2018 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Балясиной И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконным и обязании выполнить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ,
установил:
Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения земельного законодательства было установлено, что на территории Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия погребение умерших осуществляется на двух общественных кладбищах, расположенных на земельных участках: <данные изъяты> В нарушение норм законодательства межевание и постановка на государственный кадастровый учет указанных земельных участков не осуществлены. На указанные нарушения законности 17.10.2017 в адрес главы Кульминского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Отсутствие на государственном кадастровом учете земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории сельского поселения, приводит к нарушению прав жителей сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Просит суд признать бездействие администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбище, в с.Кульмино и в с.Маколово Чамзинского района Республики незаконным и обязать ее выполнить все действия по постановке на кадастровый учет данных земельных участков.
До начала судебного разбирательства от помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Суркова А.М. поступило ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке упрощенного (письменного) производства. Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, согласно ч.2 ст.25 Закона организация похоронного дела также осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Закона Республики Мордовия от 12.11.2014 №83-З «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Мордовия», п.22 ст.6 Устава Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с п.1 и п.4 ст.16 вышеуказанного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является межевой план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.1 и ч.8 ст.22 вышеуказанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п.4 и п.4.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе. Кадастровые работы выполняются, в том числе, в отношении земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Судом установлено, что 17 октября 2017 года прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории Кульминского сельского поселения Чамзинского района, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования «Кульминское сельское поселение» в с.Кульмино и в с.Маколово имеются земельные участки, на которых расположены места захоронения, имеются общественные кладбища, вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Кульминского сельского поселения не принимаются должные меры по оформлению данных земельных участков в муниципальную собственность, не осуществляются действия по проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, не поставлены на кадастровый учет). Указанное обстоятельство подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях спорных земельных участков, находящихся в с.Кульмино и в с.Маколово Чамзинского района, и постановке их на кадастровый учет.
Сообщениями администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия подтверждается факт отсутствия регистрации права собственности на земельные участки, занятые расположенными на них общественными кладбищами, в с.Кульмино и в с.Маколово.
Бездействие администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков в с.Кульмино и в с.Маколово Чамзинского района, занятых расположенными на них общественными кладбищами, приводит к обезличиванию данных земельных участков, их отсутствие на кадастровом учете препятствует осуществлению санитарного и эпидемиологического контроля за местами погребения, что создает угрозу окружающей среде и влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, тем самым нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и обязании выполнить все действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение общественных кладбищ, суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суд, с учетом времени и действий, необходимых для проведения кадастровых работ, составления технической документации, а также финансирования указанных работ, устанавливает срок исполнения решения шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков: <данные изъяты>, на которых размещены кладбища, незаконным.
Обязать администрацию Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить все действия по постановке на кадастровый учет земельных участков: <данные изъяты> на которых размещены кладбища.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий И.Г. Балясина