Дело (УИД) № 63RS0030-01-2020-000916-70
Производство № 2а-849
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 мая 2020 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе
председательствующего судьи Захаревской М.Г.
при секретаре Зориной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Лапушкину А.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее – МРИ ФНС России № 19 по Самарской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лапушкину А.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и пени по транспортному налогу.
Требования мотивированы неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате вышеназванного налога и пени по требованию № 1700 от 31.01.2019 г. в общем размере 36055,02 рублей.
Поскольку 06.06.2019 г. мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ, который определением от 28.10.2019 г. был отменен мировым судьей, т.к. Лапушкин А.Н. возражал относительно его исполнения, а требование об уплате налога и пени административным ответчиком до настоящего времени оставлено без исполнения, налоговая инспекция была вынуждена обратиться в суд с данным иском.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области Шахбанова А.М. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело по существу без ее участия. В ходатайстве также указала, что оплата налога на лицевой счет налогоплательщика Лапушкина А.Н. не поступала.
Административный ответчик Лапушкин А.Н. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом и заблаговременно. О надлежащем извещении административного ответчика о дате судебного заседания свидетельствует отчет о доставке ему СМС-извещения 12.05.2020 г. в 23:15:14 часов (л.д. ...). О согласии административного ответчика на СМС-извещение о дате судебного заседания свидетельствует расписка от 25.03.2020 г., которая находится в материалах дела (л.д. ...).
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартиры, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 406 НК РФ).
Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 1 Закона).
Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.1991 г. лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
Ставка применяется в соответствии с Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» (Решение Думы г.о. Тольятти Самарской области от 21.10.2009 г. № 156 «О налоге на имущество физических лиц» утратило силу).
Согласно ст. 1 Решения Думы г.о. Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. № 510 ставки налога определяются в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения (в 2016 г. налоговая ставка составила 1,2 %, в 2017 г. – 1,5 %).
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Территориальные органы Росреестра должны представлять соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон в соответствии с приказом ФНС России от 10.04.2017 г. № ММВ-7-21/302@.
В письме Минфина России от 11.01.2017 г. № 03-05-06-01/343 указано, что пунктом 8 ст. 408 НК РФ предусмотрен временный порядок исчисления налога на имущество физических лиц, установленный в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки.
В связи с чем, в соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ сумма налога за первые 4 налоговых периода начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, исчисляется по специальной формуле с применением понижающих коэффициентов.
Согласно указанной нормы сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по формуле: Н = (Н1-Н2) х К + Н2, где Н1 –
налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, Н2 – налог на имущество физических лиц за 2014 г. исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, К – понижающий коэффициент.
Расчет по налогу на имущество физических лиц производится за 2017 г. следующим образом: налоговая база (кадастровая стоимость) * доля в праве * налоговая ставка (%) : 12 мес. * количество месяцев владения – сумма налога за 2014 налоговый период за данный объект * коэффициент к налоговому периоду + сумма налога за 2014 налоговый период за данный объект = сумма к уплате.
Из материалов дела следует, что 06.06.2019 г. мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ, который определением от 28.10.2019 г. был отменен мировым судьей, т.к. Лапушкин А.Н. возражал относительно его исполнения (л.д. ...).
На основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Лапушкина А.Н. было направлено налоговое уведомление № 54939576 от 29.08.2018 г. (л.д. ...), в котором налог на имущество физических лиц рассчитан за 2017 налоговый период на следующее имущество:
– Иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером объекта ..., расположенный по адресу: ...., А2, в размере 200,00 рублей (расчет налога: 90799 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,50 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 12 (количество месяцев владения) * 0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 272 рубля).
С 01.01.2017 г. действует п. 8.1. ст. 408 НК РФ, согласно которому в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1.
В связи с тем, что с учетом положения п. 8.1 ст. 408 НК РФ налог за 2017 г. в размере 272 рубля без применения коэффициента в размере 1,1 превышает размер налога с учетом применения данного коэффициента 200,00 (182,00 * 1,1, где 182,00 – налог на имущество за 2016 г.), то сумма налога к оплате составляет 200,00 (с учетом применением коэффициента 1,1).
– Иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером объекта ..., расположенный по адресу: ...., в размере 1 437 рублей (расчет налога: 653 101 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,50 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 12 (количество месяцев владения) * 0,6 (коэффициент к налоговому периоду = 1 959 рублей.
В связи с тем, что с учетом положения п. 8.1 ст. 408 НК РФ налог за 2017 г. в размере 1 959 рублей без применения коэффициента в размере 1,1 превышает размер налога с учетом применения данного коэффициента 1437 рублей (1 306,00 * 1,1, где 1 306,00 рублей – налог на имущество за 2016 год), то сумма налога к оплате составляет 1437 рублей (с учетом применением коэффициента 1,1).
– Иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером объекта ..., расположенный по адресу: ...., А5, в размере 33 787 рублей (расчет налога: 2252 490 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 1,50 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 12 (количество месяцев владения) = 33787 рублей.
Всего за 2017 налоговый период со сроком уплаты 03.12.2018 г. сумма по уведомлению № 54939576 от 29.08.2018 г. по налогу на имущество физических лиц составляет 35424 рубля.
Таким образом, сумма задолженности налогоплательщика Лапушкина А.Н. по налогу на имущество физических лиц за 2017 налоговый период составляет в общей сумме 35 416,86 рублей.
Налоговое уведомление № 54939576 от 29.08.2018 г. направлено налоговым органом в адрес административного ответчика по почте 21.09.2018 г., что подтверждается реестром с отметкой почтового отделения связи (л.д. ...).
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2017 г., административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по требованию № 1700 от 31.01.2019 г. (расчет и требование прилагается).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Следует указать, что по настоящее время сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. не погашена, ввиду чего на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Срок уплаты по налогу на имущество физических лиц за 2017 налоговый период – 03.12.2018 г.
Пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 налоговый период, выставлены в налоговом требовании № 1700 от 31.01.2019 г. за 2017 г. в размере 526,93 рублей, период начисления с 04.12.2018 г. по 30.01.2019 г.
Статьей 356 установлено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ).
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговая ставка и льготы по транспортному налогу устанавливаются в соответствии с Законом Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Пунктом 1 ст. 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком (Письмо Минфина России от 18.02.2016 г. № 03-05-06-04/9050 г. «О транспортном налоге»).
Согласно Письму Минфина России от 23.04.2015 г. № 03-05-06-04/23454 обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Расчет по транспортному налогу производится следующим образом: (налоговая база – лошадиная сила) * (налоговая ставка) = сумма к уплате.
На основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 54939576 от 29.08.2018 г., в котором транспортный налог рассчитан за 2017 налоговый период:
– за легковой автомобиль Volksvagen Touareg г/н ... начислена сумма к уплате в размере 7 478 рублей.
Налогоплательщиком произведена оплата транспортного налога. В настоящее время задолженность за 2017 налоговый период по транспортному налогу отсутствует.
Налоговое уведомление № 54939576 от 29.08.2018 г. направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика по почте 21.09.2018 г., что подтверждается реестром с отметкой почтового отделения связи (л.д. ...).
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017 год, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по требованию № 1700 от 31.01.2019 г.
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2017 налоговый период погашена 12.06.2019 г. в размере 7 478 рублей, в виду чего на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Срок уплаты по транспортному налогу за 2017 г. – 03.12.2018 г.
Пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, выставлены в налоговом требовании № 1700 от 31.01.2019 г. за 2017 г. в размере 111,23 рублей за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2019 г.
Факт направления в адрес налогоплательщика требования № 1700 от 31.01.2019 подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке 20.02.2019 (л.д. ...).
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о взыскании с Лапушкина А.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу подлежат удовлетворению, т.к. они основаны на законе и подтверждены материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1281,65 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области – удовлетворить.
Взыскать с Лапушкина А.Н., проживающего по адресу: ...., в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области сумму недоимки по требованию № 1700 от 31.01.2019 г. в общем размере 36055,02 рублей, из которых: 35416,86 рублей – налог на имущество физических лиц за 2017 г., 526,93 рублей – пени по налогу на имущество физических лиц, 111,23 рублей – пени по транспортному налогу.
Взыскать с Лапушкина А.Н. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1281,65 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г. Захаревская
Мотивированная часть решения изготовлена 01.06.2020 г. в единственном экземпляре и является подлинником.
Судья М.Г. Захаревская