2-1446/2020
УИД 56RS0030-01-2020-001725-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Студеновой А.А.,
с участием истца Визгалиной О.М. и ее представителя адвоката Федорова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Визгалиной О.М. к Администрации г.Оренбурга о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, установлении факта владения жилым домом наследодателем, признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Визгалина О.М. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением указав, что она является наследником после смерти супруга – Визгалина А.А..
В состав наследства после смерти наследодателя входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Визгалину А.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе эксплуатации Визгалиным А.А. жилой дом был перестроен без надлежащих разрешений, увеличилась площадь дома.
ДД.ММ.ГГГГ Визгалин А.А. умер, не успев зарегистрировать право собственности на жилой дом в переустроенном виде.
Истец не может оформить свои наследственные права во внесудебном порядке, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой. Дом соответствует градостроительным, пожарным и санитарным нормам и правилам.
На основании вышеизложенного просит суд сохранить жилой дом литер АА4А5, по адресу: <адрес> переустроенном виде с характеристикой «одноэтажный жилой дом общей площади 77,3 кв.м.; установить факт владения на праве собственности за умершим Визгалиным А.А. жилым домом литер АА4А5, по адресу: <адрес>, общей площадью 77,3 кв.м., кадастровый № и включить его в состав наследственной массы, оставшейся после смерти Визгалина А.А.; признать за истцом право собственности на самовольно возведенный жилой дом литер АА4А5, по адресу: <адрес>, общей площадью 77,3 кв.м., кадастровый № в порядке наследования.
Истец и ее представитель адвокат Федоров М.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме. По заключению экспертных учреждений жилой дом соответствует требованиям санитарной, противопожарной безопасности, градостроительным нормам, истец является прямым наследником Визгалина А.А., остальные наследники не желают оформлять наследственные права.
Представитель ответчика Администрации г.Оренбурга, третьи лица Визгалина Т.А., Визгалин А.А., Визгалин П.А., Якушев С.В., Сухоруков А.К., Лобаева Н.А. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, возражений по требованиям Визгалиной О.М. суду не представили.
Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при этом учитывает поступившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.ч.1,4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что Визгалина О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Визгалин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются супругами, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Визгалин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти серии II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты установлено, что наследственное дело после смерти Визгалина А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
После смерти наследодателя наследниками первой очереди являются супруга Визгалина О.М. и дети – Визгалина Т.А., Визгалин А.А., Визгалин П.А.
Наследодателю принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности следует, что земельный участок № по <адрес> предоставлен застройщику для строительства индивидуального жилого дома.
Решением мирового судьи судебного участка № 10 Промышленного района г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ определен в пользование Якушевой Е.В. и Якушева С.В. земельный участок площадью 199 кв.м., в пользование Визгалину А.А. земельный участок площадью 401 кв.м. из общего земельного участка размером 601 кв.м.
По данным выписки из ЕГРН от 15.07.2020 года следует, что по адресу: <адрес> расположен жилой дом с кадастровым №, площадью 66,5 кв.м., сведения о собственниках отсутствуют, имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданского процесса предполагается.
В силу требований ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 1 ст. 164 ГК РФ установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в состав наследственной массы. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ним права собственности на самовольную постройку. В связи с чем, такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право законного пользования земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст.222 ГК РФ. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан.
Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим ее, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Материалами дела установлено, что собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлся Визгалин А.А..
Из содержания письма Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 30.09.2019 года следует, что Визгалина О.М. обращалась с вопросом о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом литер АА4А5, расположенный по адресу: <адрес>.
По итогам работы комиссии принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости в порядке, установленном с.222 Гражданского кодекса РФ, при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, и без учета требований п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», при условии согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» результаты исследования дозиметрического и радиометрического контроля, воздуха закрытых помещений, воды питьевого централизованного водоснабжения, проведенных в жилом доме по адресу: <адрес>, соответствуют санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям.
Из заключения ООО «БРАНДМАСТЕР-АУДИТ» от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> следует, что указанный дом соответствует требованиям пожарной безопасности.
Из заключения по результатам визуального обследования здания, расположенного по адресу: <адрес>, шифр-№, выполненное ООО «Союз экспертов», следует, что общее техническое состояние здания оценивается как исправное. Дом обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Строительные конструкции не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом принадлежал Визгалину А.А., однако как следует из пояснений представителя истца и материалов дела, наследодатель надлежащим образом право собственности на спорный объект недвижимости не оформил.
В судебном заседании установлено, что Визгалина Т.А., Визгалин А.А., Визгалин П.А не возражают против оформления наследственных прав Визгалиной О.М. на наследственное имущество.
В соответствии с гражданским законодательством самовольно возведенные строения не входят в состав наследственного имущества.
Между тем, суд считает, что право наследников на вступление в наследственные права, не может быть поставлено в зависимость от регистрации права собственности наследодателя.
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Визгалиной О.М., при этом учитывает, что существенных нарушений санитарным, пожарных и строительных норм и правил не выявлено, дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, отсутствуют другие наследники, право пользования земельным участком перешло к наследнику принявшему наследство.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Визгалиной О.М. удовлетворить частично.
Сохранить в реконструированном виде жилой дом литер АА4А5, общей площадью 77,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Визгалиной О.М. право собственности на жилой дом литер АА4А5, кадастровый №, общей площадью 77,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 28 июля 2020 года, последний день подачи апелляционной жалобы 28 августа 2020 года.
Судья Бахтиярова Т.С