№ 2-108/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2015 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи О.В Гурьяновой,
при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу по иску администрации Костромского муниципального района Костромской области к Т.Н.П. о признании незаконным строительство объекта капитального строительства и его сносе,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Костромского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском к Т.Н.П. о признании незаконным строительство объекта капитального строительства и его сносе. Требования обосновывают тем, что Т.Н.П. без оформления в установленном порядке разрешительной документации самовольно осуществил строительство объекта капительного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес). Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена. Земельный участок используется истцом без правоустанавливающих документов. В соответствии с распоряжением Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ № проведена проверка. Согласно акту проверки от ДДММГГГГ на земельном участке расположено строение (баня). Документы на объект недвижимости отсутствуют. Площадь используемого участка составила примерно ***** кв.м., размеры объекта недвижимости составили ***** м. Земельный участок для строительства Т.Н.П. не выделялся. Между Сущевским сельским поселением и Костромским муниципальным районом ДДММГГГГ заключено соглашение о передаче на уровень Костромского муниципального района полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, распложенных на территории поселения. Следовательно, в данном случае администрация Костромского муниципального района наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов капительного строительства и вправе в публичных интересах предъявлять иски о признании незаконным строительства объекта капитального строительства на территории муниципального образования Костромской муниципальный район без таких разрешений. Государственная собственность на указный земельный участок не разграничена. Земельный участок ответчику для строительства не выделялся. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании изложенного и положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» истец просит признать незаконным строительство объекта капитального строительства (баня), расположенного по адресу: (адрес), возложить на ответчика обязанность за свой счет снести данный объект.
Представитель истца Администрации Костромского муниципального района С.О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Уточнила исковые требования в части расположения объекта, просила суд возложить на Т.Н.П. обязанность снести объект капитального строительства - баню, расположенную по адресу: (адрес).
Ответчик Т.Н.П. в судебном заседании исковые требования фактически признал. Пояснил, что банб начал строить ДДММГГГГ. Никаких документов на земельный участок, на котором расположена его баня, у него не имеются. Он после подачи искового заявления написал в администрацию поселения заявление о предоставлении ему участка под строительство бани, для того, чтобы перенести на него баню.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Т.А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица глава администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района К.Н.И. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрении суда.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (п. 3).
Возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства
По смыслу ст. 222 ГК РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 Земельного кодекса российской Федерации, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Для строительства объекта недвижимости необходимо выделение земельного участка для строительства и получение разрешения соответствующего органа на такое строительство.
Исходя из положений ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные названной статьей документы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 22, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки. Ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществляющее самовольное строительство.
Как следует из материалов дела земельный участок, на котором ответчиком возведена баня, находится на территории Костромского муниципального района Костромской области.
Таким образом, на момент возведения спорного объекта и обращения иска в суд в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1. настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В этой связи, истец обладает полномочиями на предъявление искового заявления о сносе самовольной постройки.
Доказательства соблюдения предусмотренного ст. 30 ЗК РФ (действовавшей по состоянию на ДДММГГГГ) порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ответчиком не представлено.
Как видно из материалов дела, Т.Н.П. неоднократно обращался с заявлением на имя главы администрации Костромского муниципального района с заявлениями о выделении ему земельного участка под строительство бани в (адрес) в любом месте, желательно (адрес) (л.д. 36, 44, 52, 67). Однако, в предоставлении земельного участка ему было отказано (л.д. 33, 37, 38, 60, 73).
Несмотря на это летом 2014 года Т.Н.П. возвел на земельном участке в ***** метрах западнее от дома № объект недвижимости - баню, что подтверждается актом проверки № от ДДММГГГГ, атом обследования (передачи) земельного участка от ДДММГГГГ (л.д. 5-6, 79) и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Поскольку возведение ответчиком бани осуществлено на земельном участке, не отведенном для этих целей, участок ни на каком праве ему не принадлежит, в пользование не предоставлялся, строительство осуществлено без получения необходимых разрешений, следовательно, баня является самовольной постройкой.
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Костромского муниципального района Костромской области к Т.Н.П. о признании незаконным строительство объекта капитального строительства и его сносе.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Костромского муниципального района Костромской области к Т.Н.П. о признании незаконным строительства объекта капитального строения, его сносе удовлетворить.
Признать незаконным строительство объекта капитального строения - бани, расположенного по адресу: (адрес), и возложить на Т.Н.П. снести указанный объект.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В.Гурьянова |