Дело № 2-1697/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,
при секретаре Кенжигалиевой Э.А.,
с участием истца Курмангалиева Сергея Булатовича,
представителя ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Ковалевой Светланы Валентиновны, действующей на основании доверенности от 15.07.2019 № 37,
ответчика Перепелицы Алексея Сергеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курмангалиева Сергея Булатовича к главному инженеру Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области Перепелице Алексею Сергеевичу, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании заработной платы и об увольнении.
У С Т А Н О В И Л:
Курмангалиев С.Б. обратился в суд с иском к главному инженеру ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Перепелице А.С., в котором просил признать его действия (бездействие) не законными и не обоснованными, обязав устранить допущенные нарушения Закона и его прав. Также просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
В обоснование иска указал на то, что после окончания ПУ-155 по специальности электромонтажника по ремонту и обслуживанию электрооборудования он проходил стажировку на производственной зоне ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области. По результатам стажировки ответчик ему сказал, что он и дальше останется работать здесь электриком. Поскольку отсутствовала ставка электрика, то ему было указано, что он будет работать бесплатно. С марта 2018 года по август 2018 года он (истец), подвергая свою жизнь и здоровье риску поражения током, работал бесплатно электромонтажником по ремонту и обслуживанию промышленного электрооборудования, поскольку боялся факта привлечения к ответственности за административное правонарушение. В нарушение требований законодательства ответчик не выплатил ему заработную плату в размере <данные изъяты> рублей. Указал, что действия ответчика по привлечению его (истца) к бесплатному труду являются неправомерными, а такое использование труда – рабским.
Определением от 13.09.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области и ФСИН России.
До рассмотрения дела по существу истцом требования искового заявления были дополнены. В соответствии с данными требованиями он просил обязать главного инженера Перепелицу А.С. выплатить ему заработную плату за полугодие 2018 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию материального вреда в сумме 50000 рублей, обязать занести в трудовой стаж бесплатно отработанное время, а также вынести постановление об увольнении ответчика с должности главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области.
Истец Курмангалиев С.Б. в судебном заседании требования искового поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в период с марта по сентябрь 2018 года ответчик Перепелица А.С. заставлял его работать электриком бесплатно, угрожая, что в случае отказа, он будет привлечен к ответственности. Указал, что в период с марта по сентябрь 2018 года он заработную плату вообще не получал. Пояснил, что незаконные действия Перепелицы А.С. заключаются в принуждении его к труду, а бездействие – в невыплате заработной платы.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Ковалева С.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась. Указала на отсутствие оснований для их удовлетворения. Пояснила, что в период с 01.01.2018 по 31.05.2018 и с 01.08.2018 по 07.05.2019 Курмангалиев С.Б. был трудоустроен электромонтером и получал заработную плату. Не работал он лишь в июне и июле 2018 года, поскольку был уволен. Также указала, что в должностные обязанности главного инженера исправительного учреждения не входит обязанность по начислению и выплате заработной платы осужденным. Заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы за период с марта по август 2018 года.
Ответчик главный инженер ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Перепелица А.С. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, указав на их необоснованность. Заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы за период с марта по август 2018 года.
Представители соответчиков УФСИН России по Оренбургской области и ФСИН России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласност. 2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласност.17Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
На основании ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд и на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со ст.1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Как следует из ст.2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработный платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что осужденный Курмангалиев С.Б. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области с 25.03.2015 по настоящее время.
Также установлено, что с 01.09.2016 по 31.01.2017 проходил обучение в <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>
Кроме того, из представленного суду Приказа № 280-ос от 24.10.2017 установлено, что Курмангалиев С.Б. был переведен с должности электромонтера жилой зоны на должность электромонтера 3 разряда котельной с 24.10.2017.
На основании Приказа № 181-ос от 31.05.2018 Курмангалиев С.Б. был уволен с должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 31.05.2018.
В соответствии с Приказом № 233-ос от 31.07.2018 Курмангалиев С.Б. был привлечен к оплачиваемому труду с 01.08.2018 в Центр трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области для выполнения производственных работ в должности электромонтера 3 разряда.
Согласно Приказу № 126-ос от 07.05.2019 в соответствии со ст. 103 УИК РФ, а также в связи с водворением в штрафной изолятор электромонтер Курмангалиев С.Б. был уволен.
Кроме того, из представленных суду Табелей учета использования рабочего времени по хоз. Обслуге за январь, февраль, март, апрель, май, август, сентябрь 2018 года следует, что в указанный период времени электромонтер Курмангалиев С.Б. действительно работал.
При этом, суд принимает во внимание, что в списках работников, указанных в Табелях учета рабочего времени за июнь-июль 2018 года Курмангалиев С.Б. отсутствует.
В соответствии с представленной суду справкой о начисленной заработной плате и производственных удержаниях за период с 01.01.2017 по 30.09.2019 от 20.10.2019 Курмангалиеву С.Б. начислялась заработная плата за работу в период с августа 2017 года по май 2018 года, а также с августа 2018 года по май 2019 года.
Кроме того, факт поступления с января 2018 года заработной платы на лицевой счет Курмангалиева С.Б. и факт расходования им указанных заработанных денежных средств подтверждается представленным суду Вкладышем к лицевому счету Курмангалиева С.Б. № К-10169, имеющим собственноручную подпись истца.
Также работа Курмангалиева С.Б. электромонтером котельной в период с 24.10.2017 по 31.05.2018 и с 01.08.2018 по 07.05.2019 подтверждается представленной суду трудовой карточкой осужденного.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в период с 24.10.2017 по 31.05.2018 и с 01.08.2018 по 07.05.2019 Курмангалиев С.Б. действительно работал в должности электромонтера и ему за данную работу начислялась заработная плата.
Доказательств того, что заработная плата выплачивалась Курмангалиеву С.Б. не в полном размере, материалы дела не содержат.
Что касается пояснений допрошенных по ходатайству истца в качестве свидетелей осужденных М.Д.В.. и К.А.А.., указавших, что в 2018 году Курмангалиев С.Б. работал электриком именно на промышленной зоне исправительного учреждения, то данные пояснения не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются предоставленными суду документами, из которых следует факт работы истца электромонтером котельной.
Кроме того, судом также не принимается во внимание имеющаяся в материалах дела производственная характеристика от 04.07.2018, выданная гл. энергетиком ЭМГ Т.А.А.., где указано, что Курмангалиев С.Б. на П/З с 2015 года, поскольку она опровергается иными доказательствами, представленными в дело.
Таким образом, в судебном заседании не нашел подтверждения довод истца о том, что в период с марта 2018 года по август 2018 год он без оплаты труда работал электриком на промышленной зоне исправительного учреждения.
Кроме того, в судебном заседании от ответчиков поступило ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Из материалов дела следует, что истец иск с указанием на невыплату ему заработной платы направил в адрес суда в августе 2019 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока для взыскания заработной платы за период с марта 2018 года по июль 2018 года.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд не представил.
Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку установлено, что истец в суд с указанным иском обратился лишь в августе 2019 года, то им пропущен срок обращения с иском о взыскании заработной платы за период с марта 2018 года по июль 2018 года, уважительные причины пропуска срока не указаны, а доказательств уважительности пропуска срока не предоставлено.
Таким образом, истцом пропущен срок давности для обращения в суд с требованиями о взыскании в его пользу заработной платы за период с марта 2018 года по июль 2018 года.
Анализируя изложенное, принимая во внимание недоказанность истцом факта его работы без оплаты труда в период с марта 2018 года по август 2018 года в должности электромонтера промышленной зоны исправительного учреждения, а также пропуск истцом срока исковой давности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании в его пользу заработной платы в размере <данные изъяты> рублей за период с марта 2018 года по август 2018 года.
Поскольку в судебном заседании не нашел подтверждение довод истца о его работе без оплаты труда в период с марта 2018 года по август 2018 года в должности электромонтера промышленной зоны исправительного учреждения, то отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца о включении в его трудовой стаж данного периода.
Разрешая требования истца о признании незаконными действия (бездействие) ответчика главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Перепелицы А.С., суд приходит к следующему.
В судебном заседании Курмангалиев С.Б. пояснил, что оспариваемые им действия заключаются в принуждении ответчиком его (истца) к труду, а бездействие – в невыплате ответчиком ему (истцу) заработной платы.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что Курмангалиев С.Б. в период с марта 2018 года по август 2018 года осуществлял трудовую деятельность по принуждению со стороны ответчика главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Перепелицы А.С.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Также в судебном заседании не нашел подтверждение и довод истца о неисполнении главным инженером Перепелицей А.С. обязанности по выплате ему (истцу) заработной платы.
Из представленной суду должностной инструкции главного инженера майора внутренней службы А.С. Перепелицы, утвержденной начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области 03.04.2017, не следует, что в его обязанности входят действия по оплате труда осужденных.
Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца о признании действия (бездействия) главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Перепелицы А.С. незаконными.
Кроме того, поскольку в судебном заседании не было установлено, что истцу в результате незаконных действий ответчиков был причинен какой-либо материальный вред и нарушены его трудовые права, то отсутствуют основания для удовлетворения его требований о компенсации морального ущерба и материального вреда.
Также являются незаконными и необоснованными требования истца о вынесении постановления об увольнении ответчика Перепелицы А.С. с должности главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области.
Трудовое законодательство не содержит в себе норм, позволяющих произвести увольнение работника по требованию третьего лица.
В соответствии с требованиями трудового законодательства увольнение Перепелицы А.С. из ФКУ ИК-3 может быть осуществлено либо по инициативе работника, либо по инициативе работодателя, либо по соглашению сторон (работника и работодателя).
Таким образом, отсутствуют законные основания для удовлетворения требования истца о вынесении постановления об увольнении Перепелицы А.С. с должности главного инженера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 07.11.2019
░░░░░