Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2355/2021 ~ М-2057/2021 от 21.07.2021

Дело № 2а-2355/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 августа 2021 года г.о. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Котяковой А.Г., с участием прокурора Дониченко А.В., представителя административного истца Воронина В.В., административного ответчика Харлова А.В. (посредством ВКС), представителя административного ответчика – адвоката Арутюняна А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску врио начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> к Харлову А. В. об установлении административного надзора,

установил:

врио начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора сроком на 10 лет в отношении Харлова А.В. указав, что последний осужден за совершение особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, имеет непогашенную и неснятую судимость. За период отбывания наказания Харлов А.В. участия в жизни отряда и колонии не принимает, <данные изъяты> привлекался к дисциплинарной ответственности, поощрений не имеет, мероприятия воспитательного характера посещает не регулярно, из профилактических бесед правильные выводы не делает, отношения в отряде поддерживает с различной категорией осужденных, нарушает форму одежды, правила санитарии и личной гигиены соблюдает, спальное место содержит в чистоте и порядке, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на профилактическом учете как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, прошел обучение, не трудоустроен, требования ст. 106 УИК РФ выполняет, вину в совершенном преступлении не признал. Просит также установить в отношении Харлова А.В. административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, если это не связано с работой или учебой; запрещения выезда за пределы соответствующего муниципального образования, в котором будет проживать осужденный.

В судебном заседании представитель административного истца Воронин В.В. требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Административный ответчик Харлов А.В. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласился, полагая чрезмерным срок административного надзора и чрезмерными требуемые административные ограничения.

Представитель административного ответчика – адвокат Арутюнян А.М. в судебном заседании считал административный иск подлежащим частичному удовлетворению. Полагал, что срок административного надзора может быть снижен. Кроме того, полагал возможным оставить поднадзорному лицу административные ограничения лишь в виде явки в орган внутренних дел для регистрации.

Участвующий в деле старший помощник прокурора Волжского района Самарской области Дониченко А.В. в судебном заседании полагала возможным удовлетворить требования административного иска в полном объеме.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов, по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).

Категории лиц, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Закона № 64-ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.

В соответствии с п. п. 1-3 ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо при рецидиве преступлений, либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ).

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 названного Закона).

Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Харлов А.В. отбывает наказание по приговору Комсомольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден по п. «а» ч. 3 ст. 131, ст. 64, ч. 1 ст. 119, ч. 3 ст. 69, ст. 71 УК РФ к 5 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Харлов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ подлежит освобождению по отбытию срока наказания.

Как усматривается из представленной в материалах дела характеристики, выданной ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес>, Харлов А.В. за отбытый срок наказания характеризуется отрицательно, участия в жизни отряда и колонии не принимает, <данные изъяты> раза привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговоров и водворения в <данные изъяты>, поощрений от администрации исправительного учреждения не имеет, мероприятия воспитательного характера посещает, из профилактических бесед правильные выводы делает не всегда, отношения в отряде поддерживает с различной категорией осужденных, форму одежды не нарушает, соблюдает правила санитарии и личной гигиены, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на профилактическом учете как склонный к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность, прошел обучение, в ЦТАО не трудоустроен, выполняет работы согласно ст. 106 УИК РФ, вину в совершенном преступлении не признал, поддерживает социальные связи с родственниками.

Принимая решение по заявленным требованиям, суд учитывает установленные факты, согласно которым Харлов А.В. является совершеннолетним лицом, осужден и отбывает наказание за совершение, в том числе особо тяжкого преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетней, имеет непогашенную и неснятую судимость.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления в отношении Харлова А.В. административного надзора.

Вопреки доводам административного ответчика и его представителя, срок административного надзора подлежит установлению в 10 лет и определяется судом в соответствии со ст. 5 Закона № 64-ФЗ, п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ носят императивный (строго обязательный) характер и не предусматривают возможности установления административного надзора на иной срок, чем предусмотрено федеральным законодательством для погашения судимости.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В этой связи суд, с учетом личности осужденного, его поведения за весь период отбывания наказания, полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование об установлении поднадзорному лицу административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.

Одними из ограничений, устанавливаемыми судом, являются: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

Из положений ст. 4 Закона № 64-ФЗ следует, что данные ограничения не являются обязательными.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, установление ограничения, которое не является обязательным должно быть мотивировано. В данном случае административный истец не мотивировал и не конкретизировал, какие именно массовые мероприятия должны быть запрещены к помещению поднадзорному лицу, при условии, что Харлов А.В. имеет право посещать любые массовые мероприятия независимо от их программы, направленности, тематики, поскольку в противном случае право лица на отдых, участие в общественной и политической жизни по месту жительства было бы несоразмерно ограничено.

Кроме того, административным истцом не мотивировано в связи с чем предлагается ограничить поднадзорное лицо в правах на пребывание вне жилого помещения по месту жительства в ночное время и ограничить пребывание вне муниципального образования по избранному месту жительства.

Поскольку требования административного иска в данной части не мотивированы, носят неопределенный характер, суд приходит к выводу о том, что требования административного иска в данной части удовлетворению не подлежат.

Меж тем административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны поднадзорного лица путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел. Установление в отношении Харлова А.В. указанных ограничений не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом данные ограничения обеспечивают достижение целей административного надзора и не являются чрезмерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> к Харлову А. В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить в отношении Харлова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор сроком на 10 (десять) лет, начало которого исчислять со дня постановки данного лица в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Одновременно установить Харлову А. В. административное ограничение, обязательная явка 2 раза месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия через Волжский районный суд Самарской области.

Судья: Е.А. Тимагин

2а-2355/2021 ~ М-2057/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области
Прокурор Волжского района Самарской области
Ответчики
Харлов А.В.
Другие
Арутюнян Аарон Мнацаканович
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Тимагин Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация административного искового заявления
21.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее