УИД: 11RS0018-01-2019-000597-37
№ 2-362/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом 30 сентября 2019 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
с участием представителя истца Р.М. Рябининой,
ответчика Е.А. Чалановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» к Чалановой Е.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее Центр социальной защиты населения, Учреждение) обратилось в суд с иском к Чалановой Е.А. о возложении обязанности вернуть излишне выплаченные денежные средства в размере 122842,79 рублей в кассу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района».
В обоснование исковых требований указано, что Чаланова Е.А. и её семья зарегистрирована в Центре социальной защиты населения в качестве «малоимущей семьи» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По итогам проверки правомерности признания семьи Чалановой Е.А. «малоимущей», назначения и выплаты государственных гарантий Учреждением выявлено, что в ДД.ММ.ГГГГ. (периоды присвоения статуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) ответчиком предоставлялись документы с заведомо недостоверными сведениями о доходах. Сведения о доходах, в спорный период, ответчиком представлены в виде справки о среднем заработке Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>. Согласно данным справки, Чаланова Е.А. находится в отпуске за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за каждый расчетный месяц с доходом в размере 60 рублей. При этом по данным ГУ - Пенсионный фонд Российской Федерации, в спорный период, Чаланова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в нескольких учреждениях, а именно: в <данные изъяты>; в <данные изъяты>. В связи с тем, что ответчиком предоставлялись документы с недостоверными данными, влияющими на право присвоения статуса «малоимущей», а также на предоставление государственной гарантии семьям, имеющим детей, за вышеуказанный период образовалась неправомерная выплата в размере 122842,79 рублей, из них: ежемесячное пособие на детей в размере 25583,36 рублей, в том числе: 6849,70 рублей (размер пособия, выплаченного на ФИО2); 18733,66 рублей (размер пособия, выплаченного на ФИО4); пособие семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода в размере 88050,00 рублей; материальная помощь в случае нахождения в сложной жизненной ситуации в размере 4731,00 рублей; ГСП в виде предоставления питания в образовательных учреждениях в размере 4478,43 рублей, из них: 2767,16 рублей (ДД.ММ.ГГГГ), 1711,27 рублей (ДД.ММ.ГГГГ). Ответчику направлено письмо о возврате излишне выплаченных сумм, однако до настоящего времени Чаланова Е.А. не приняла мер к возврату денежных средств.
В судебном заседании представитель истца Рябинина Р.М. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям указанным в иске. Дополнительно пояснила, что даже при условии наличия малоимущности ответчика в спорный период, порядок перерасчета начисленных сумм за рассматриваемый период не предусмотрен.
Ответчик Чаланова Е.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что она предоставляла сведения о доходах только по основному месту работы. Она не знала о необходимости предоставления сведений о доходах в других организациях и учреждениях по трудовым договорам, и такого ей не разъяснялось. Подтвердила, что в рассматриваемые периоды она сведений о доходах от работы в других организациях истцу не предоставляла. Уведомление о возврате излишне выплаченной суммы она получила в ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени данная сумма истцу не выплачена.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" данный Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу 4 статьи 2 названного Федерального закона порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Следовательно, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи и порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" определены в рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, проживающим в Республике Коми.
Государственные гарантии семьям имеющим детей предусмотрены также Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" и Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 282 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей".
Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими определены Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми"
В пункте 2 Порядка и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия указан перечень необходимых документов для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, и вопросы их рассмотрения, в том числе документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
Ответчик Чаланова Е.А. при обращении Центр социальной защиты населения (заявление от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) представила необходимые документы для признания её семьи малоимущей, в том числе справку о доходах (среднем заработке), выданную <данные изъяты>, согласно которой Чаланова Е.А. находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и её доход состоял в размере 60 рублей ежемесячно.
С учетом указанной справки о доходах и иных представленных ответчиком документов, её семья в составе трех человек: Чаланова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана малоимущей (решение от ДД.ММ.ГГГГ) на периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Семья Чалановой Е.А. являлась получателем пособий: ежемесячного пособия на детей, пособие семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода, материальная помощь в случае нахождения в сложной жизненной ситуации, государственная социальная помощь, в виде предоставления питания в образовательных учреждениях.
Начисление и выплата вышеуказанных пособий подтверждается протоколами о социальных выплатах (л.д.8-10, 22, 34-35, 39-40) и справками взаиморасчетов с контрагентом Чалановой Е.А. по каждому виду пособия (л.д. 47-50). Расчет, приведённый истцом в исковом заявлении и в справках взаиморасчётов, ответчиком не оспаривается.
Между тем, согласно приказам о приеме на работу и справок о заработной плате <данные изъяты> Чаланова Е.А. является временно учителем с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с указанием её заработной платы за указанные периоды. Согласно выпискам из приказов <данные изъяты> о приеме работников на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-л.с. и от ДД.ММ.ГГГГ №-л.с. Чаланова Е.А. принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данные о работе ответчика в <данные изъяты>» подтверждаются трудовыми договорами и записями в трудовой книжке. Кроме того ответчиком трудовая деятельность осуществлялась в <данные изъяты>» временно по внешнему совместительству на 0,25 <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно на 0,5 ставки.
Согласно ст. 18 Закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Пунктом 18(1) Постановления Правительства РК от 31.12.2004 N 282 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" предусмотрено, что суммы пособия, излишне выплаченные получателю по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения пособия), возмещаются получателем в добровольном порядке в течение 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления от центра по предоставлению государственных услуг.
В результате установления факта, влияющего на право предоставления государственной услуги, образовалась переплата социальных пособий за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 122842,79 рублей.
В данном случае излишняя выплата пособий произошла по причине неправомерных действий ответчика, а именно сокрытие данных, влияющих на право получения пособия. Ответчик не представил данные о заработной плате по временному месту работы, работы по совместительству, то есть обо всех доходах за истребуемый период.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» удовлетворить.
Взыскать с Чалановой Е.А. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» излишне выплаченную сумму социальных пособий за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 122842 рублей 79 копеек.
Взыскать с Чалановой Е.А. в пользу муниципального бюджета МР МО «Усть-Куломский» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3656 рублей 86 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - подпись.
Мотивированное решение составлено 03.10.2019.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин