РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кочанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2395/17 по административному иску Шадрина Д.Н., Быкова С.В., Кристофорова А.П. и Галкина Ю.Н. к Государственной жилищной инспекции Самарской области и Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», третье лицо ТСЖ «Рабочая-85» о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Самарской области, действий Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» и возложении обязанности на Государственную жилищную инспекцию Самарской области и Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратилась в суд с иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области и Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Самарской области, действий Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» и возложении обязанности на Государственную жилищную инспекцию Самарской области и Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» осуществить действия. В обоснование заявленных требований указали, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> проведенного в заочной форме с 20 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, создано и зарегистрировано в установленном законом порядке ТСЖ «Рабочая - 85». После ввода дома в эксплуатацию, он включён в региональную программу капитального ремонта. Соответствующие сведения опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Волжская коммуна» № (29310).
В течение двух месяцев, согласно закону, после опубликования, собственниками на общем собрании, проведённом в заочной форме с 15 мая по ДД.ММ.ГГГГ, выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем специального счёта определено ТСЖ «Рабочая-85».
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Рабочая-85» направило документы для открытия спецсчета в ОАО «Россельхозбанк». ДД.ММ.ГГГГ специальный счёт открыт в ОАО «Россельхозбанк».
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Рабочая-85» уведомило ГЖИ <адрес> о выборе способа формирования фонда капитального ремонта с приложением протокола общего собрания собственников и справки банка об открытии специального счёта. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к уведомлению, в адрес ГЖИ <адрес> направлен список собственников дома.
С января 2016 года собственники дома получали квитанции на уплату взносов по капремонту от ТСЖ «Рабочая-85» и оплачивали их.
В конце января 2017 года собственники стали обнаруживать у себя в почтовых ящиках квитанции на уплату взносов по капремонту от НО Фонд капитального ремонта Самарской области с указанием в них сумм долга. Они узнали, что ГЖИ Самарской области отказала ТСЖ «Рабочая-85» во внесении спецсчета ТСЖ «Рабочая-85» сведений в реестр спецсчетов, в связи с чтем, что у ТСЖ «Рабочая-85» отсутствуют правовые основания для включения многоквартирного дома в реестр специальных счетов, поскольку, ТСЖ заключило договор управления с управляющей компанией ООО «Образцовое содержание жилья», соответственно само ТСЖ «Рабочая-85» не осуществляет управление многоквартирным домом.
По их – истцов мнению, действия ГЖИ Самарской области по отказу во включении спецсчета ТСЖ «Рабочая-85» в реестр спецсчетов являются незаконными и необоснованными, нарушающими их права.
В настоящее время собственники дома получают одновременно 2 квитанции на уплату целевых взносов: от ТСЖ «Рабочая - 85» и от Фонда капитального ремонта <адрес>, что недопустимо.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции <адрес> по не включению специального счета ТСЖ «Рабочая-85» в реестр специальных счетов; обязать Государственную жилищную инспекцию <адрес> включить специальный счёт ТСЖ «Рабочая-85» в реестр специальных счетов; признать незаконными действия Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» по начислению платы и выставлении квитанций по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома собственникам помещений в <адрес>; обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» прекратить начислять плату по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома и направлять квитанции собственникам <адрес>; обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» сторнировать начисление платы по взносам на капитальный ремонт общего имущества <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ст.173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> проведённого в заочной форме с 20 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, создано и зарегистрировано в установленном законом порядке ТСЖ «Рабочая - 85». ДД.ММ.ГГГГ дом по указанному адресу введён в эксплуатацию.
Установлено, что после ввода дома в эксплуатацию, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он включён в региональную программу капитального ремонта. Соответствующие сведения опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Волжская коммуна» № (29310).
Материалами дела подтверждается, что в течение двух месяцев, собственниками на общем собрании, проведённом в заочной форме с 15 мая по ДД.ММ.ГГГГ, выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем специального счёта определено ТСЖ «Рабочая-85».
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Рабочая-85» направило документы для открытия спецсчета в ОАО «Россельхозбанк». ДД.ММ.ГГГГ специальный счёт открыт в ОАО «Россельхозбанк».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Рабочая-85» уведомило ГЖИ <адрес> о выборе способа формирования фонда капитального ремонта с приложением протокола общего собрания собственников и справки банка об открытии специального счёта. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к уведомлению, в адрес ГЖИ <адрес> направлен список собственников дома.
Установлено также, что с января 2016 года собственники дома получали квитанции на уплату взносов по капремонту от ТСЖ «Рабочая-85» и оплачивали их.
Судом установлено, что в конце января 2017 года собственники помещений в доме стали получать по почте квитанции на уплату взносов по капремонту от НО Фонд капитального ремонта <адрес> с указанием в них сумм долга.
Судом установлено также, что они обратились к председателю правления ТСЖ «Рабочая-85» за разъяснениями, из которых узнали, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-ц ГЖИ <адрес> отказало ТСЖ «Рабочая-85» во внесении спецсчета ТСЖ «Рабочая-85» сведений в реестр спецсчетов. Отказ основан на том, что у ТСЖ «Рабочая-85» отсутствуют правовые основания для включения многоквартирного дома в реестр специальных счетов, поскольку, ТСЖ заключило договор управления с управляющей компанией ООО «Образцовое содержание жилья», соответственно само ТСЖ «Рабочая-85» не осуществляет управление многоквартирным домом.
В соответствии с ч.2 ст. 175 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №255-ФЗ) и ч. 2 ст.13 Закона №-ГД (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД) владельцем специального счёта может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Согласно п.1 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом.
На общем собрании собственников дома, они определились с выбором способа управления многоквартирным домом. Заключение договора управления с управляющей организацией является одним из видов реализации данного способа управления многоквартирным домом, и не подразумевает смену способа управления на управление управляющей организацией. Закон не содержит указания на то, что в случае, если заключен договор управления между ТСЖ и управляющей организацией, ТСЖ не исполняет функции управления домом.
В случае заключения договора с управляющей организацией, ТСЖ реализует часть функций управления через контроль за выполнением управляющей организации обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг. При этом, ТСЖ самостоятельно выступает в гражданско-правовых отношениях, в том числе может являться владельцем счетов в банке для ведения хозяйственной деятельности и спецсчета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Управляющая организация в данном случае выполняет роль подрядной организации, которой поручен круг вопросов, определенный в договоре с ТСЖ.
С момента уведомления ГЖИ <адрес> об открытии спецсчета на имя ТСЖ «Рабочая-85» прошло более 18 месяцев. Собственники дома перечисляют денежные средства на спецсчет ТСЖ.
Установлено, что ТСЖ «Рабочая-85» ежемесячно направляло и направляет в ГЖИ <адрес> отчеты о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете, о перечислении денежных средств, находящихся на спецсчете.
Установлено, что действия ТСЖ по формированию спецсчёта и направлению на него денежных средств на капитальный ремонт, полученных от собственников помещений, незаконными не признаны.
Согласно п.6 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О системе капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны в течение пяти дней направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Пунктами 7-8 ст.8 Закона предусмотрено, что не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного частью 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 6 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 6 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Судом установлено, что орган местного самоуправления в нарушение пунктов 7 и 8 ст.8 Закона №-ГД (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД) не провело общего собрания и не приняло решения о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора.
В перечне многоквартирных домов, расположенных на территории г.о. Самара, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, утверждённых Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, отсутствует.
Таким образом, позиция ГЖИ <адрес> о том, что ТСЖ «Рабочая-85» не может являться владельцем специального счёта, несостоятельна.
Согласно п.2.1, 2.3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции <адрес>», в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за: формированием фондов капитального ремонта; созданием и деятельностью ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдением прав и обязанностей их членов.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что по результатам осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в случае выявления нарушений обязательных требований в соответствии с действующим законодательством: выдает предписания, составляет протоколы об административных правонарушениях и вносит представление.
Однако до настоящего времени решение ГЖИ <адрес> по обращению по включению специального счета ТСЖ «Рабочая-85» в реестр специальных счетов, по существу, не принято.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем специального счёта определено ТСЖ «Рабочая-85», при этом ГЖИ <адрес> своевременно уведомлено о принятии соответствующего решения, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ «Рабочая-85» в настоящее время на законном основании является владельцем специального счёта, в связи с чем, действия НО «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» по начислению платы и выставлении квитанций по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома собственникам помещений в доме, не соответствуют закону. С учётом изложенного, заявленные истцами требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Шадрина Д.Н., Быкова С.В., Кристофорова А.П. и Галкина Ю.Н. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции <адрес> по не включению специального счета ТСЖ «Рабочая-85» в реестр специальных счетов.
Обязать Государственную жилищную инспекцию <адрес> включить специальный счёт ТСЖ «Рабочая-85» в реестр специальных счетов.
Признать незаконными действия Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» по начислению платы и выставлении квитанций по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома собственникам помещений в <адрес>.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» прекратить начислять плату по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома и направлять квитанции собственникам <адрес>.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» сторнировать начисление платы по взносам на капитальный ремонт общего имущества <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья