УИД 28RS0008-01-2021-001070-16
Дело №2-638/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием истца Титова С.В., его представителя Духовникова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова С.В. к администрации Зейского района, министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Титов С.В. обратился в суд с настоящим иском к администрации Зейского района, в котором просит признать за ним право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать ответчика восстановить его в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с учётом даты подачи заявления – 13 декабря 2008 года и изменения очерёдности на день принятия судебного решения, в обоснование иска указав, что письмом администрации Зейского района №19-2628 от 18 мая 2021 года он постановлен в известность о том, что ему и членам его семьи отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на основании подп.«г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 №153. В целях обжалования указанного решения он обратился в администрацию Зейского района с заявлением о предоставлении ему надлежащим образом заверенной копии решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата. Письмом №19-3215 от 16 июня 2021 года ему отказано в выдаче указанного решения в связи с тем, что в данном письме указаны личные данные других граждан. Считает отказ в выдаче ГЖС не законным. Согласно ст.ст.1, 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 №125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Он отвечает вышеуказанным критериям, а настоящий Федеральный закон имеет большую юридическую силу относительно Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №153 от 21 марта 2006 года.
Определением суда от 14 июля 2021 года в качестве соответчика по делу привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, поддержав доводы, изложенные в иске. Считают, что истец не утратил права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов, приравненных к Крайнему Северу, поскольку он не имеет в собственности жилья за пределами районов, приравненных к Крайнему Северу, за счет федеральных средств по программе «Молодая семья» им было приобретено жилье в Зейском районе, приравненном к Крайнему Северу. Постановление Правительства №153 от 21.03.2006 года это подзаконный акт, закон имеет большую юридическую силу.
Представитель ответчика – администрации Зейского района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, из которого следует, что ответчик исковые требования не признаёт, просит отказать в их удовлетворении. Распоряжением главы Зейского района Амурской области от 31.12.2008 года №596-р Титов С.В. был поставлен на учёт и включён в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностям. По заявлению от 02 марта 2020 года Титов С.В. был включён в сводный список граждан получателей социальных выплат для приобретения жилья Ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» на 2021 год. В соответствии с письмом министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 11.12.2020 года №10-6676 в срок до 25 января 2021 года копия учётного дела Титова С.В. была направлена для решения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. 18 апреля 2021 года в администрацию Зейского района из министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области за №10-2077 поступило письмо, в котором кроме прочего сообщалось, что Титову С.В. отказано в признании его участником Ведомственной целевой программы. Основанием отказа явилось реализация истцом ранее в 2013 году права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты, или субсидии, предоставленных за счёт средств федерального бюджета, по программе «Обеспечение жилье молодых семей». В соответствии с подп.«г» п.22 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов указанное выше основание является основанием для отказа в признании гражданина участником Ведомственной целевой программы. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретении жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома от 10.09.2013 года (серия 2013 номер 045), молодой семье в составе: Титова С.В., ФИО4 и ФИО5, являющихся участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, предоставлена выплата в размере 274050 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Амурской области. Согласно разделу 4 Паспорта федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, ресурсным обеспечением указанной программы являлись, в том числе и средства федерального бюджета. Таким образом, решение Комиссии по обеспечению жильём отдельных граждан министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе в признании Титова С.В. участником Ведомственной целевой программы является законным и обоснованным.
Представитель ответчика – министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, из отзыва на иск следует, что в ходе проверки учетных дел, установлено, что Титову С.В. и членам его семьи 10.09.2013 выписано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Обеспечение жильем молодых семей» на сумму 274050 руб. Семья приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с пп.«г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счёт средств федерального бюджета, является основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. Поскольку было установлено, что ранее истец уже реализовал свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета, министерством было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата. Просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и его представителя, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со ст.ст.3, 4 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 №153 (с изменениями и дополнениями), сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п.32 Правил).
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в отношении граждан - участников подпрограммы, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», - в соответствии с очерёдностью, установленной статьёй 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (п. 36 Правил).
Порядок регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.
В соответствии с п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; б) выезда на место жительства: в другой субъект Российской Федерации - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; за пределы закрывающегося населённого пункта - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учёт; е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учёт имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; ж) подачи по месту учёта заявления о снятии с учёта; з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи); и) утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со статьёй 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; к) письменного отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата (за исключением случаев, когда гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи) - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счёт средств федерального бюджета.
Судом установлено, что истец на основании распоряжения главы Зейского района Амурской области от 31.12.2008 года №596-р был поставлен на учёт и включён в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностям, в категорию «инвалиды I, II группы», инвалиды с детства, рождённые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с составом семьи 3 человека.
Из Выписки из сводного Списка граждан – получателей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших своё участие в ведомственной целевой программе на 2021 год по Зейскому району категория «инвалиды» следует, что Титов С.В. состоит в указанном списке с составом семьи 3 человека, дата постановки на учёт - 03 декабря 2008 года.
В соответствии с письмом министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 11.12.2020 года №10-6676 в срок до 25 января 2021 года копия учётного дела Титова С.В. была направлена для решения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Как следует из протокола №2 от 19.03.2021 заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденного министром ЖКХ Амурской области, в выдаче истцу государственного жилищного сертификата отказано на основании подп.«г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 в связи с получением ранее социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Обеспечение жильем молодых семей» на сумму 274050 руб. и приобретением жилого помещения.
18 апреля 2021 года в администрацию Зейского района из министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области за №10-2077 поступило письмо, из которого следует, что при проверке учётного дела Титова С.В. было выявлено, что 10 сентября 2013 года на него и членов его семьи выписано свидетельство о прав на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Обеспечение молодых семей» на сумму 274050 рублей. Семья приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов учётного дела истца следует, что 03 декабря 2008 года Титов С.В. обратился в администрацию Зейского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Из выписки из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по Амурской области следует, что Титов С.В., его супруга ФИО4 и сын ФИО5 состояли в указанном списке с даты подачи заявления – 03 декабря 2008 года, планируемый размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье определён в сумме 274050 рублей.
10 сентября 2013 года истцу и членам его семьи выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серии 20 13 №045.
24 апреля 2014 года между Титовым С.В., ФИО4, действующей от себя и законного представителя несовершеннолетнего сына ФИО5 и ФИО6 был заключён договор купли-продажи земельного участка и ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенных по адресу: <адрес>.
Выписками из ЕГРН от 15 февраля 2021 года, имеющимися в материалах учётного дела, подтверждается право общей долевой собственности истца и членов его семьи на вышеуказанное недвижимое имущество.
Согласно разделу 4 Паспорта федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1050, ресурсным обеспечением указанной программы являлись в том числе, средства федерального бюджета.
Таким образом, на дату рассмотрения вопроса о выдаче министерством ЖКХ Амурской области государственного жилищного сертификата истцу было установлено, что Титов С.В. и члены его семьи ранее реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, предоставленной за счёт средств федерального бюджета, что в силу подп.«г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что влечёт за собой неблагоприятные правовые последствия в виде отказа в признании истца участником указанной ведомственной целевой программы.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, заявленные истцом исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Титова С.В. к администрации Зейского района, министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Решение окончательно составлено 11 августа 2021 года.
Судья