Судья Киселева Т.А.
Дело № 7-2517/2019 / 21-1495/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 28 ноября 2019 г. в г. Перми жалобу законного представителя Акционерного общества "Лысьвенский завод эмалированной посуды" - директора П. на, постановление начальника 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 6 сентября 2019 г., решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 17 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Лысьвенский завод эмалированной посуды",
у с т а н о в и л:
постановлением начальника 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 6 сентября 2019 г. № 57 акционерное общество "Лысьвенский завод эмалированной посуды" (далее по тексту - АО "ЛЗЭП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 17 октября 2019 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы АО "ЛЗЭП", постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, директор АО "ЛЗЭП" П. просит об отмене принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда, указывая на то, что судья не дал соответствующую оценку доводам о том, что из имеющихся в материалах дела документов следует, что на момент проведения проверки проверяемые помещения, находящиеся в объектах по адресам, указанным в постановлении, а именно: **** и **** не использовались (не эксплуатировались) АО "ЛЗЭП" в процессе осуществления своей деятельности по причине произошедшего в этих помещениях 7 мая 2019 г. пожара. Двери, лестничные клетки, проходы, освещение, полы, стены и прочее были уничтожены в результате пожара и не могли использоваться юридическим лицом. По мнению автора жалобы, из наименования объектов, не представляется возможным однозначно и точно определить, о каком из двух объектов (зданий) конкретно идет речь в постановлении, каким образом заинтересованное лицо разделило два здания на корпуса, в каком направлении и прочее. При проведении проверки, заинтересованным лицом неверно идентифицирован проверяемый объект, объекты, в том наименовании, в котором они указаны в постановлении должностного лица, у АО "ЛЗЭП" отсутствуют.
В рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель юридического лица - П., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.
Защитник Винокурова Ю.А. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы.
Представитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Мусихин А.В. не согласился с доводами жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее по тексту - Правила противопожарного режима № 390), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов административного дела следует, что 12 августа 2019 г. с 15:00 час по 16:30 час на основании распоряжения заместителя начальника 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю № 64 от 19 июля 2019 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "ЛЗЭП" в зданиях, помещениях и на прилегающей территории по адресу: ****.
В ходе проведения проверки должностным лицом органа контроля выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе: пункты 20, 24, 33, 43, 55 Правила противопожарного режима № 390, пункты 2.6, 4.9 СНиП П-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункты 6.16, 6.18, 6.25, 6.27, 6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункт 2.4, СНиП П-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", пункт 4.9 прим. 2 к ним; пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" пункт 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Цвета сигнальные, знаки безопасности разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления должностным лицом надзорного органа протокола об административном правонарушении и в последующем вынесения постановления № 57 от 27 августа 2019 г., которым АО "ЛЗЭП" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ за выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ подтверждается имеющимися в деле и полученными с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 57 от 27 августа 2019 г., актом проверки от 12 августа 2019 г. с фототаблицей; предписанием № 64/1/1 об устранении выявленных нарушений; распоряжением о проведении внеплановой проверки № 64 от 19 июля 2019 г.; требованием от 8 июля 2019 г.; Уставом АО "ЛЗЭП"; свидетельством о регистрации юридического лица; свидетельствами о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и иными доказательствами имеющимися в материалах дела.
Собранные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ как должностным лицом при вынесении постановления, так и судьей городского суда при рассмотрении жалобы, совокупность собранных доказательств с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ является достаточной для вывода о наличии в действиях АО "ЛЗЭП" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение законодательства в области пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы судьи городского суда о виновности АО "ЛЗЭП" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доказательств, подтверждающих принятие АО "ЛЗЭП" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Не оспаривая факт нарушений требований пожарной безопасности, заявитель указывает в жалобе о несовпадении наименований объектов недвижимости, указанных в свидетельствах о государственной регистрации права, с наименованием объектов недвижимости, указанных в акте проверки, протоколе и постановлении об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что АО "ЛЗМП" принадлежит на праве собственности 3-этажное нежилое кирпичное здание главной бухгалтерии и МСС ЛМЗ, общей площадью 3570,4 кв.м. и встроенные нежилые помещения, общей площадью 850,6 кв.м., этаж 1, 2, 3, расположенные по адресу: ****.
В рамках проведения проверки административным органом были истребованы документы, характеризующие пожарную опасность объекта надзора и необходимые правоустанавливающие документы по деятельности юридического лица – АО "ЛЗЭП".
16 августа 2019 г. истребуемые документы были подготовлены и предоставлены надзорному органу начальником отдела безопасности жизнедеятельности АО "ЛЗЭП" Т., представляющим юридическое лицо на основании доверенности.
19 августа 2019 г. АО "ЛЗЭП" в адрес заместителя начальника 20 ОНПР по ЛГО были направлены сведения о дате постройки объекта надзора, в которых отражено, что здание главной бухгалтерии и МСС (инв. № 223) состоит из четырех корпусов: корпус № 1 (северный, рядом со второй проходной) год постройки 1913, достроен в 1970 г.; корпус № 2 - проект выполнен в 1966 г., год постройки 1968; корпус №3 - год постройки 1913, достроен в 1970 г.; корпус №4 (южный, на первом этаже расположен архив АО "ЛЗЭП") – год постройки 1983; здание отдела кадров завода (№221) состоит из одного корпуса №5 (южный, расположен с востока на запад перпендикулярно зданию главной бухгалтерии и ММС (инв. №223), год постройки 1913, 3й этаж достроен в 1970 г.).
Данное письмо было подписано начальником отдела по БЖД АО "ЛЗЭП" Т., который в соответствии с доверенностью являлся лицом, уполномоченным представлять интересы АО "ЛЗЭП" при проведении надзорными органами плановых (внеплановых проверок).
Кроме того, из пояснений должностного лица, проводившего проверку – заместителя начальника 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы М., в ходе рассмотрения дела установлено, что проверка была проведена именно в зданиях и помещениях, в которых осуществляет свою деятельность АО "ЛЗЭП".
Фактически им были осмотрены те объекты, в которые предстателем юридического лица ему был предоставлен доступ. При составлении акта проверки он исходил из представленных надзорному органу документов в отношении помещений и зданий, а также данных о юридическом лице, из которых им было установлено, что собственником помещений является АО "ЛЗЭП", которое фактически использует объекты недвижимости по указанным адресам.
Таким образом, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что в рамках проводимой проверки при выявлении нарушений требований пожарной безопасности и составлении акта проверки административный орган исходил из представленных ему АО "ЛЗЭП" документов и указанных в них данных в отношении проверяемых объектов.
Неправильное наименование проверяемых помещений, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не указывает на отсутствие в действиях АО "ЛЗЭП" административного правонарушения и не является основанием для освобождения юридического лица, допустившего нарушение правил пожарной безопасности, от административной ответственности. В ходе проведения проверки надзорным органом идентифицирован и определен статус объекта проверки, установлен его собственник и факт использования.
Довод жалобы о том, что на момент проведения проверки проверяемые помещения не использовались (не эксплуатировались) АО "ЛЗЭП" в процессе своей деятельности по причине произошедшего в этих помещениях 7 мая 2019 г. пожара, является необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено иное.
Из пояснений должностного лица, проводившего проверку, судьей городского суда установлено, что на момент проверки АО "ЛЗЭП" осуществляло деятельность, связанную с эксплуатацией объекта проверки. В частности, из его пояснений установлено, что в данных зданиях на момент проверки был размещен отдел пропусков, архивный отдел, также осуществлялось производство ремонтных работ.
Указанные доводы в ходе рассмотрения дела стороной защиты опровергнуты не были. С учетом этого, доводы жалобы АО "ЛЗЭП" о не эксплуатации объектов проверки обоснованно были отвергнуты судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы в целом направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, не влияют на правильные выводы, как должностного лица, так и судьи городского суда о совершении АО "ЛЗЭП" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО "ЛЗЭП" в минимальном размере в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО "ЛЗЭП" допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" – ░░░░░░░░░ ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.