№ 2-3942/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Филипповой К.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповалова Михаила Петровича к СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра» о предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Шаповалов М.П., уточнив требования, обратился в суд с иском к СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра» о предоставлении государственной услуги, указав в обосновании исковых требований следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МФЦ за получением выписок из ЕГРН по трем объектам, где получил три документа для оплаты. В этот же день в отделении Сбербанка истец произвел оплату по полученным в МФЦ платежным документам, содержащим уникальные QR-коды.
В МФЦ ему сообщили, что выписки из ЕГРН будут готовы ДД.ММ.ГГГГ, платежные документы необходимо будет представить при получении выписок.
ДД.ММ.ГГГГ истцу позвонили из МФЦ и сообщили об оставлении заявлений без рассмотрения по причине отсутствия оплаты.
Просит суд обязать СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» обеспечить надлежащую передачу запросов истца в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области выдать истцу три оплаченные выписки из ЕГРН; взыскать с надлежащего ответчика 15000 руб. в возмещение расходов на юридическую помощь и 300 руб. в возврат госпошлины.
В судебном заседании Шаповалов М.П. поддержал исковые требования.
Ответчики иск не признали.
Представитель СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Галушков О.Г. пояснил, что при оформлении запросов УИН формируется автоматически. Запрос передается в орган, осуществляющий оказание государственной услуги.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области Фадеев И.Д. пояснил, что запросы, переданные из МФЦ по заявлениям Шаповалова М.П., содержали иные УИН, нежели, чем указанные в платежных документах.
Представитель третьего лица УФК по Смоленской области Попкова С.В. подтвердила факт поступления на счет Управления Росреестра денежных средств от Шаповалова М.П. по платежным документам от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с положениями ст.62 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования (ч.1).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с настоящей частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с настоящей частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 настоящей статьи (ч.5).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч.6).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (ч.9).
Таким учреждением является подведомственное Росреестру федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и порядок передачи таким учреждением подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При представлении в многофункциональный центр запроса о предоставлении сведений многофункциональный центр передает в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, такой запрос и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного сотрудника многофункционального центра. При наличии в запросе о предоставлении сведений указания о выдаче подготовленных федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, документов через многофункциональный центр такое учреждение направляет в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю) такие документы в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона (ч.10).
В силу ч.2 ст.63 Закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 N 457 приказом Росреестра от 27 сентября 2019 г. N П/0401 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно п.32 административного регламента в целях выполнения установленных Административным регламентом процедур наделенное в соответствии с указанным в пункте 31 Административного регламента решением Росреестра полномочиями федеральное государственное бюджетное учреждение считается органом регистрации прав, и положения Административного регламента применяются к нему в полном объеме.
В силу пп.2 п.36 административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: предоставление органом регистрации прав сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН или ином виде, установленном в соответствии с частью 6 статьи 62 Закона о регистрации.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Законом о регистрации (37 административного регламента).
Согласно п.42 административного регламента государственная услуга предоставляется при поступлении в орган регистрации прав от заявителя (его представителя) запроса в соответствии с пунктами 1 - 60 порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 968.
При представлении запроса в бумажном виде при личном обращении (в том числе при личном обращении в многофункциональный центр) заявителю в момент подачи запроса выдается уникальный идентификатор начисления для осуществления оплаты (п.61 административного регламента).
Если запрос представлен в электронной форме, орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления способами, указанными в запросе, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу п.74 административного регламента орган регистрации прав отказывает в предоставлении государственной услуги, если:
1) с запросом о предоставлении сведений ограниченного доступа обратилось лицо, которому в соответствии с Законом о регистрации такие сведения предоставлены быть не могут;
2) в запросе отсутствуют сведения, необходимые для однозначной идентификации объекта недвижимости или правообладателя, информация о которых интересует заявителя, и у органа регистрации прав отсутствует возможность уточнить содержание запроса способами, указанными в пункте 67 Административного регламента;
3) за выдачей копии документа, выражающего содержание сделки, обратилось ненадлежащее лицо, в том числе если представитель правообладателя (лица, которому может быть выдана копия документа, выражающего содержание сделки) не уполномочен надлежащим образом на получение копии документа, выражающего содержание сделки;
4) в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель, в том числе в случаях, когда подлинник данного документа, выражающего содержание сделки, признан вещественным доказательством и его выемка произведена в установленном федеральным законом порядке (за исключением случаев, когда Закон о регистрации допускает помещение в реестровое дело копии документа, выражающего содержание сделки);
5) реестровое дело (тома дела), в которое были помещены запрашиваемые документы, уничтожено в связи с истечением срока хранения в соответствии с пунктом 57 порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23 декабря 2015 г. N П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость".
Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют (п.75 административного регламента).
Согласно п.77, п.79 административного регламента на основании части 2 статьи 63 Закона о регистрации за предоставление государственной услуги взимается плата. Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации утвержден пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации".
Приказом Росреестра от 13 мая 2020 N П/0144 утвержден Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации, соответствии с которым внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации (далее - запрос) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы либо в подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка (п.2).
Банковские реквизиты для перечисления платежа размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Банковские реквизиты для перечисления части от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, сформированного многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления соответствующей государственной услуги органом регистрации прав (далее - часть от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН), которую вправе получать многофункциональный центр в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, размещаются на официальном сайте многофункционального центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.3).
Внесение платы должно быть осуществлено не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления. Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос (п.4).
При представлении запроса в бумажном виде при личном обращении уникальный идентификатор начисления выдается заявителю в момент подачи запроса (п.5).
Орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя представления документа, подтверждающего перечисление платежа. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие факт оплаты (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты), в орган регистрации прав по собственной инициативе в любой момент до получения им сведений, содержащихся в ЕГРН, в том же виде, в котором заявителем подавался запрос о предоставлении таких сведений (п.10).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шаповалов М.П. обратился в СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлениями о предоставлении сведений из ЕГРН по трем объектам.
Заявлениям присвоены регистрационные номера №
Шаповалову М.П. для оплаты выданы три квитанции, содержащие реквизиты платежей и УИН № соответственно.
В день обращения ДД.ММ.ГГГГ Шаповаловым М.П. в отделении Сбербанка произведена оплата по указанным платежным документам; в чеках указаны данные УИН.
Денежные средства поступили на счет Управления Росреестра по Смоленской области в УФК.
Выписки из ЕГРН Шаповалову М.П. выданы не были, поскольку в запросах, переданных из МФЦ в Росреестр, были указаны иные УИН: по запросу №
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что государственная услуга должна была быть оказана Шаповалову М.П. в установленные сроки, поскольку им была внесена плата на освоении платежных документов, выданных ему в МФЦ.
При таком положении, требования Шаповалова М.П. подлежат удовлетворению в части оказания государственной услуги уполномоченным органом.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, в соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.94 ГПК РФ с надлежащего ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче искового заявления.
В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом представлен договор, заключенный им ДД.ММ.ГГГГ с Бохановым Д.А., предметом которого является оказание юридических услуг при досудебном разбирательстве и судебном споре между заказчиком и СОГБУ «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ФГБУ «ФКП Росреестра», УФК по Смоленской области о выдаче выписок из ЕГРН.
Вознаграждение исполнителя составляет 15000 руб. В договоре имеется расписка исполнителя в получении вознаграждения.
Как разъяснено в п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (обжалование в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ (п.3 Постановления).
Боханов Д.А. присутствовал в судебных заседаниях по настоящему делу вместе с самим истцом, однако какие-либо процессуальные действия в интересах доверителя не совершал, что исключает возложение каких-либо расходов, связанных с его участием в деле, на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2021.