РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2020 года рп.Арсеньево Тульская область
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
с участием представителя истца – прокурора Арсеньевского района Тульской области, в лице его помощника Стрекалова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2020 по исковому заявлению прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Славный, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный» об обязании принять меры по обеспечению охраны объекта,
установил:
прокурор Арсеньевского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Славный, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный» (далее – МКОУ СОШ МО Славный) об обязании принять меры по обеспечению охраны объекта школы, расположенной по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8. В обоснование заявленного иска указал, что прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка антитеррористической защищенности МКОУ «СОШ МО Славный. В ходе проведенной проверки установлено, что в помещении МКОУ СОШ МО Славный, расположенном по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8 отсутствует охрана, обеспеченная сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Самостоятельно МКОУ СОШ МО Славный не может устранить указанные нарушения в связи с отсутствием достаточных финансовых средств, а администрация муниципального учреждения Славный, как учредитель, денежных средств на это не выделяет.
Согласно Уставу МКОУ СОШ МО Славный, учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования Славный.
Отсутствие указанной охраны объекта в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, что недопустимо.
Вышеуказанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних, обучающихся в указном учреждении, которые в силу возраста относятся к социально незащищенной категории граждан.
МКОУ СОШ МО Славный осуществляет свою деятельность непрерывно. При этом количество находящихся граждан может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются невыполнением мероприятий по профилактике терроризма, не представляется возможным.
Просит обязать администрацию муниципального образования Славный обеспечить путем финансирования охрану помещения МКОУ СОШ МО Славный, расположенного по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8, сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 28 февраля 2021 года.
Также просит обязать МКОУ СОШ МО Славный обеспечить охрану помещения школы, расположенной по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8, сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31 марта 2021 года.
В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Тульской области Стрекалов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчики извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, возражений на иск не представили. В представленных суду письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, а также указали на отсутствие возражений к удовлетворению заявленных требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.
Выслушав помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Стрекалова Д.В., ознакомившись с представленными материалами, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования к антитеррористической защищенности), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В силу положений п. 17 Требований к антитеррористической защищенности антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности).
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается в том числе путем поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (подп. «з» п. 19 Требований к антитеррористической защищенности).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п. «б», «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности).
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Согласно актам обследования и категорирования объектов (территорий) образовательного учреждения МКОУ СОШ МО Славный, расположенного по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 7 здание школы отнесено к третьей категории опасности.
В ходе проведенной прокуратурой Арсеньевского района проверки, было выявлено, что в здании МКОУ СОШ МО Славный, расположенном по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8, отсутствует обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
9 декабря 2019 года прокурором в адрес директора МКОУ СОШ МО Славный вынесено представление, согласно которому администрацией школы не приняты меры, направленные на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно письму директора МКОУ СОШ МО Славный ФИО5 от 27 декабря 2019 года, данное представление рассмотрено с участием помощника прокурора Стрекалова Д.В. и получено коммерческое предложение от ООО ЧОО «Центр охраны». В адрес учредителя направлено письмо о выделении денежных средств на организацию оказания услуг по охране здания.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В силу п.п. 1, 3 и 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, МКОУ СОШ МО Славный является образовательным учреждением; учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование Славный. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляются администрацией муниципального образования Славный.
Учреждение финансируется за счет средств бюджета.
Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются собственные средства Учредителя; бюджетные и внебюджетные средства, доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, и приобретенное за счет этих доходов имущество, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что договор (контракт) с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти для обеспечения охраны объектов (территорий) МКОУ СОШ МО Славный не заключен.
Исходя из общих начал гражданского законодательства обеспечение охраны объектов (территорий) МКОУ СОШ МО Славный сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется на основании соответствующего гражданско-правового договора на возмездной основе.
Как указано выше, по смыслу приведенных норм права орган местного самоуправления также участвует в финансировании мероприятий в сфере антитеррористической защищенности.
Суду не представлены доказательства совершения ответчиками действий, направленных на принятие мер к устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности и на выделение денежных средств для заключения договоров на квалифицированную охрану МКОУ СОШ МО Славный сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии виновного бездействия ответчиков в непринятии мер для устранения нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, что нарушает права неопределенного круга лиц - учащихся, работников школы и посетителей на защиту от проявлений актов терроризма на территории образовательного учреждения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Славный и МКОУ СОШ МО Славный об обязании принять меры по обеспечению охраны объекта, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения обязанности, который предложен прокурором, является разумным. В течение указанного срока, ответчики будут иметь реальную возможность устранить нарушения требований федерального законодательства, установленные судом.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку ответчики являются органом местного самоуправления и муниципальным казенным учреждением органа местного самоуправления, то также в силу указанного пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких данных государственная пошлина при рассмотрении данного иска судом не может быть взыскана с какой-либо из сторон по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Славный, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный» об обязании принять меры по обеспечению охраны объекта, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Славный обязанность обеспечить путем финансирования охрану помещений муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный», расположенного по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8, сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 28 февраля 2021 года.
Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный», обеспечить охрану ее помещений, расположенных по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный, ул. Школьная, д. 8, сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31 марта 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский районный суд Тульской области.
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Деркач