Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1083/2021 ~ М-1087/2021 от 02.09.2021

Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2021 г.                             ...

<...> городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,

при секретаре Федотовой А.В.,

с участием административного истца Эпп Н.П., представителя административного истца Кабонена Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эпп Н.П. об оспаривании распоряжения, возложении обязанности принять решение о выкупе жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Эпп Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., .... Дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, ответчику поручено в срок до 13.05.2019 издать распоряжение о сроках отселения граждан и о сносе дома. Распоряжением от 13.05.2019 № 200-р ответчиком установлено, что собственники и наниматели должны предоставить ответчику документы для постановки на учет в качестве малоимущих. При предоставлении документов собственникам, взамен изымаемого жилого помещения, предоставляется другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение либо выкупную цену изымаемого жилого помещения в срок до 01.01.2029. Истец принята на учет как нуждающаяся в жилых помещениях на основании постановления администрации <...> городского поселения от 24.01.2018 №..., №.... После подачи всех необходимых документов, решением комиссии от 22.02.2019 истец признана малоимущей. 06.04.2019 в доме произошел пожар, строение дома уничтожено огнем. В настоящее время истцу негде проживать, самостоятельно приобрести жилое помещение она не имеет возможности, вынуждена снимать жилье. Решением Совета <...> городского поселения от 30.05.2019 №... администрация <...> городского поселения ликвидирована, исполнение полномочий передано с 01.10.2019 администрации <...> муниципального района. Ответчиком не выполнена ни одна процедура по сносу дома. При этом, поскольку дом уничтожен пожаром, его сноса не требуется. Ответчику необходимо только принять решение о выкупе жилого помещения истца. Размер выкупа определен по результатам судебной экспертизы, выкупная стоимость равна 379557 руб. Административный истец считает, что распоряжение администрации <...> городского поселения от 13.05.2019 №...-р является незаконным и подлежит отмене. Принятие решения о выкупе ее жилого помещения с учетом обстоятельств дела должно быть принято ответчиком незамедлительно. На основании изложенного Эпп Н.П. просит признать незаконным распоряжение администрации <...> городского поселения от 13.05.2019 №...-р, обязать администрацию <...> муниципального района немедленно принять решение о выкупе жилого помещения.

Административный истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения, согласно которым оспариваемое распоряжение принято в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «<...> городское поселение». Решением Совета <...> городского поселения от 30.05.2019 №... администрация <...> городского поселения ликвидирована. С 01.10.2019 ее полномочия исполняет администрация <...> муниципального района. Эпп Н.П. не обращалась в администрацию <...> муниципального района для заключения соглашения о выкупе ее квартиры. В бюджет на 2021 год трат на выкуп ее жилого помещения заложено не было, для разрешения этого вопроса необходимо провести ряд административных процедур, так как вопросы исполнения бюджета находятся в полномочиях Совета <...> городского поселения.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дел №№..., суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1.1 статьи 219 главы 22 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии с частями 8 и 9 ст. КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Судом установлено, что Эпп Н.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... ..., площадью 47,1 кв. м, на основании договора безвозмездной передачи помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 14.03.2012, ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2012 серии №....

Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации <...> городского поселения от 13.03.2013 №...-р, от 17.11.2017 на основании акта обследования помещения от 17.11.2017 жилое помещение по адресу: ..., признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для постоянного проживания.

Постановлением администрации <...> городского поселения от 24.01.2018 №... Эпп Н.П. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как лицо, проживающее в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Номер очереди по состоянию на дату рассмотрения дела – 130. 22.02.2019 истец признана малоимущей.

Судом установлено, что 06.04.2019 в ... по адресу ..., ... произошел пожар, в результате которого строение дома уничтожено огнем.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 22.04.2019 №... дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом заключение вынесено на основании технического заключения №... ООО «<...>» от 19.02.2019, то есть до того, как строение дома было уничтожено пожаром.

Решением Совета <...> городского поселения от 23.04.2019 №... указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрации <...> городского поселения в срок до 13.05.2019 поручено издать распоряжение о сроках отселения граждан и о сроках сноса дома.

Распоряжением администрации от 13.05.2019 №...-р управлению жилищно-коммунального и городского хозяйства поручено организовать мероприятия по предоставлению нанимателям – другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок до 01 января 2029 года; собственникам взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости или определение размера возмещения за изымаемое жилое помещение, либо выкупу по цене рыночной стоимости, определенной в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в срок до 01 января 2029 года; после предоставления другого благоустроенного жилого помещения с нанимателями расторгнуть договор социального найма на квартиры; установить срок нанимателям в течение 14 дней с момента расторжения договора социального найма сдать по акту приема-передачи в администрацию <...> городского поселения квартиры; установить срок собственникам в течение 14 дней с момента получения другого жилого помещения или выкупной цены за изымаемое жилое помещение сдать по акту приема-передачи администрации <...> городского поселения; организовать мероприятия по сносу дома в срок до 31.12.2030 года.

Дом № №... по ... в ... не включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику его изъятием.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Пленума, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.

При этом решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

При наличии альтернативных способов обеспечения жилищных прав гражданина, этот вопрос решается по соглашению граждан с администрацией и суд не вправе подменять сторону в договорных отношениях и возлагать на орган местного самоуправления обязанность реализовать процедуру выкупа жилого помещения.

Процедуру уведомления собственников о необходимости реконструкции или сносе жилого дома, а также принятие решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, администрация в настоящий момент не инициировала.

Из материалов дела №... усматривается, что жилой дом, в котором располагалась квартира истца, окончательно не снесен, на земельном участке видны доски, фундамент от строения, территория земельного участка не огорожена, о чем составлен соответствующий акт от 30.12.2019.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 22 Постановления Пленума № 14 отметил, что интерес муниципального образования в изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в этом случае заключается в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Приведенная норма закона в ее нормативном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие земельного участка, а также помещений, расположенного на нем многоквартирного дома, выступает механизмом предотвращения ситуаций, когда на территории муниципального образования находились бы жилые помещения, создающие опасность жизни и здоровью граждан, вне зависимости от того, на земельных участках какой формы собственности (государственной, муниципальной или частной) они расположены. Именно орган местного самоуправления, как фактический представитель интересов местной общины, должен проявить разумную заботливость о безопасности проживающих на его территории лиц, для чего наделен правом принимать решения об изъятии принадлежащих им жилых помещений и земельного участка. При этом направление собственнику жилого помещения требования о его сносе в связи с признанием аварийным в равной степени связывает орган местного самоуправления, предъявивший такое требование, обязанностью предоставить возмещение взамен принадлежащего собственнику имущества.

Административным ответчиком собственникам жилого дома, в котором находится жилое помещение истца, требование о сносе жилого дома не предъявлялось, мероприятия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд не проводились, строение дома уничтожено огнем, те есть аварийных жилых помещений в настоящее время в доме не имеется, в связи с чем у административного ответчика перед административным истцом не возникло обязательств в соответствии со ст. 32 ЖК РФ по незамедлительному выкупу жилого помещения или предоставлении другого жилого помещения.

Административный истец заявляет требование о признании незаконным распоряжения администрации <...> городского поселения от 13.05.2019 №...-р.

Вместе с тем, предусмотренных законом оснований для признания указанного распоряжения незаконным и его отмене административным истцом не приведено.

Принимая оспариваемое распоряжение, администрация <...> городского поселения действовала в рамках предоставленных ей Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий.

Административный истец просит обязать администрацию <...> муниципального района незамедлительно принять решение о выкупе принадлежащего ей жилого помещения.

Администрация <...> муниципального района исполняет обязательства ликвидированной администрации <...> городского поселения с 1 октября 2019 г.

Эпп Н.П. не представлено доказательств обращения в администрацию <...> муниципального района за заключением соглашения о выкупной цене за изымаемую квартиру либо о предоставлении другого жилого помещения.

Оснований для возложения на администрацию обязанности немедленно принять решение о выкупе жилого помещения без соблюдения предшествующей данной стадии процедуры не имеется. Отказа администрации в заключении соглашения о выкупной цене за изымаемое жилое помещение материалы дела не содержат.

Ссылки административного истца на то, что она является малоимущей, у нее не имеется другого жилого помещения для проживания, поэтому она вынуждена снимать жилое помещение и нести расходы в связи с этим, не служат основанием для возложения на ответчика обязанности по принятию решения о немедленном выкупе жилого помещения истца.

Кроме того, из материалов дела №... следует, что ранее администрацией <...> городского поселения истцу предлагались жилые помещения в пользование на основании договора социального найма из числа маневренного жилого фонда на выбор, от чего она отказалась.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Эпп Н.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через <...> городской суд Республики Карелия.

Судья                     подпись     М.А. Ронгонен

Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ..

2а-1083/2021 ~ М-1087/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Эпп Надежда Петровна
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального района
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Ронгонен М.А.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
02.09.2021Регистрация административного искового заявления
02.09.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Дело оформлено
25.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее