Дело №2-8061/2019
14RS0035-01-2019-010271-12
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 14 октября 2019г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Осипове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело гражданское дело по иску Могилкиной Т.В. к Окружной администрации Городского округа «Жатай», Окружной администрации г. Якутска, Министерству образования Республики Саха (Якутия) о признании права на предоставление жилого помещения,
установил:
Могилкина Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указано, что 09.04.1999г. мать истицы ФИО1 лишена родительских прав, Могилкину Т.В. направили в школу-интернат ____, при этом за истицей не было закреплено жилое помещение в ____, где была зарегистрирована и проживала ее мать ФИО1 Истица в указанной квартире не была зарегистрирована. Отец истицы ФИО4 фактически с семьей не проживал, о его существовании истице неизвестно, имеется информация, что он умер в местах лишения свободы. Истица с 1991г. в силу своего поведения неоднократно переводилась в разные школы-интернат, расположенные в разных городах, с 21.05.1995г. по 21.04.1997г. находилась в колонии для малолетних в ____. 09.07.1995г. умерла мать истицы ФИО1, о чем истица узнала, находясь в местах лишения свободы. 21.04.1997г. истица была проинформирована администрацией учреждения, где содержалась, что она была лишена права на жилое помещение, принадлежащее ее матери ФИО1 По информации Окружной администрации ГО «Жатай» дом по адресу ____ был снесен, проживающие в нем жильцы были переселены. 21.04.1995г. истица, прибыв в г. Якутск, обратилась в Администрацию п. Жатай с заявлением об обеспечении жильем, администрация п. Жатай обещала во всем разобраться. Над истицей было оформлено опекунство, опекуном назначена ФИО5 По достижения совершеннолетия истица с опекуном обратилась в Администрацию п. Жатай с вопросом об обеспечения жильем. Администрация п. Жатай сообщили, что у них отсутствует информация о проживании ФИО1 и истца по указанному адресу, в связи с чем у истица не подпадает под программу Администрации п. Жатай на выделение жилого помещения. На просьбу предоставить жилое помещение согласно ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ в порядке социальной поддержки детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Администрация п. Жатай сообщила, что истица не состоит на учете в отделе опеки и предложили собрать пакет документов и подать соответствующее заявление, однако не сделала этого, т.к. решением суда была направлена в места лишения свободы на три года шесть месяцев. 09.02.2002г. освободилась и прибыв в г. Якутск вновь обратилась в администрацию п. Жатай для решения вопроса о предоставления жилого помещения, однако документов, подтверждающих изложенные истцом факты Администрация п. Жатай не обнаружила, пообещав в ближайшее время решить вопрос. За совершение преступления в 2004г. истица была приговорена к 4 годам лишения свободы (условно). В феврале 2005г. судом за совершения преступления истица была осуждена к трем годам лишения свободы. Находясь в местах лишения свободы истицы пыталась решить вопрос о выделении ей жилого помещения, обращалась в различные органы. 08.10.2007г. истица вновь обратилась в Администрацию п. Жатай, где ей сказали собрать пакет документов. В 2008г. по решению суда истица за совершение преступления была осуждена к лишению свободы, не собрав требуемого пакета документов и не предоставив их для рассмотрения в Администрацию п. Жатай. Освободившись из мест лишения свободы 29.09.2011г. истица не успела собрать пакет документов, т.к. по решению Верховного суда РС(Я) от 05.12.2011г. ей было назначено наказание 14 лет лишения свободы. Полагает, что из-за ненадлежащего выполнения возложенных на ответчиков должностных обязанностей нарушены ее права. Просила восстановить срок обращения за защитой ее прав на предоставление жилого помещения в виду нахождения ее в местах лишения свободы, предоставить жилое помещение взамен снесенного, расположенного по адресу: ____.
В суде истец поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Окружной администрации Городского округа «Жатай» по доверенности Брензелеева Е.Н., Бузунова М.В. исковые требования не признали, мотивируя следующим. Снос жилого дома по адресу ____ был произведен в 1997г., МО п. Жатай образовано в 1999г. Указанный дом не передавался в муниципальную собственность. Могилкина Т.В., ФИО1 не состояли в очереди на получение жилых помещений по договорам социального найма, никогда не были зарегистрированы на территории ГО «Жата», договор социального найма с ними не заключался. МО ГО «Жатай» РС(Я) только в 2008г. наделено полномочиями в области опеки и попечительства. По информации отдела опеки и попечительства ОА г. Якутска информация об оформлении опеки над Могилкиной Т.В. не обладает, также отсутствует информация об ее учете как ребенка, оставшегося без попечения родителей. ОА ГО «Жатай» 16.08.2017г. письмом №1809/01-13 направляло в адрес истицы разъяснения действующего законодательства о порядке включения в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с перечнем необходимых документов, однако указанное заявление от Могилкиной Т.В. не поступило. Просили в исковом заявлении о предоставлении жилого помещения отказать.
Представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска по доверенности Федоров Е.К. просил в удовлетворении исковых требований отказать, т.к. истица на учете как ребенка, оставшийся без попечения родителей не состоит, факт проживания истицы по адресу ____ не подтвержден.
Ответчик Министерство образования Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, представителя не направил, надлежащим образом извещен о времени и мете судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не направил. При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, ответчиков, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Заслушав объяснения истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вступившим в действие с 01.01.2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса Российской Федерации "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
До 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), абзаца 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01.01.2013 года таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 9 статьи 8 названного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до 07.01.2013 определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что решением Якутского городского суда РС(Я) от 09.04.1991г. ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Могилкиной Т.В. ____ года рождения. Согласно распоряжению Главы администрации г. Якутска от 05.02.1998г. №21р-3 учреждено попечительство над несовершеннолетней Могилкиной ____ г.р. в связи с тем, что мать девочки умерла (свидетельство о смерти от 03.08.2017г. о смерти 09.07.1995г.), отчим находится в местах лишения свободы, учитывая заявление-согласие самой девочки и опекуном над Могилкиной Т.В. назначена ФИО5
По информации МУП «РКЦ» ГО Жатай от 29.07.2019г. с гр. Могилкиной Т.В., ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: ____, договор социального найма не заключался, указанные лица на территории п. Жатай зарегистрированными не значатся.
Согласно справке ОА ГО «Жатай» от 19.07.2019г. №1956 о том, что Могилкина Т.В., ФИО1 не состоят на учете в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма.
Доказательств обращения Могилкиной Т.В. за постановкой на учет до достижения ей 23 лет не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 года N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д. на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 и 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положения п. п. 1 и 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляющие условия обеспечения указанных лиц благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежащие применению с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) в рамках спорных правоотношений подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Сведений о том, что Могилкина Т.В., как до совершеннолетия, так и после, обращалась с заявлением о заключении с ней договора социального найма для обеспечения жильем, материалы дела не содержат.
С заявлением о заключении с ней договора социального найма для обеспечения жильем, как лицо указанной категории Могилкина Т.В. не обращалась.
На день обращения в суд с исковым заявлением 04.07.2019г. Могилкиной Т.В. исполнилось 38 лет.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу заключения договора социального найма, материалы дела также не содержат.
Доводы истца о том, что она не имела возможности реализовать указанное право на подачу заявления о заключении договора социального найма по причине неисполнения соответствующим организациями обязательств по защите ее прав несостоятельны.
Так, способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В силу достижения совершеннолетия Могилкина Т.В. не была лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, однако, до 2019 года данное право реализовать не пыталась. Доказательства того, что истец ранее обращалась в соответствующие органы с заявлением о заключении договора социального найма суду не представлены.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав, пребывания в местах лишения свободы за совершение преступлений не является уважительной причиной, в силу которой отсутствовала возможность реализовать свои права. Иных причин, которые можно посчитать уважительными, истцом не представлено.
С учетом вышеизложенного и периодов пребывания в местах лишения свободы суд полагает недоказанным истцом наличия уважительных причин, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08 ░░░░░░ 2019░.