Судья Горбачева Т.Ю. Дело № 33-5251/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года, по делу № 2-198/2019, которым постановлено:
исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Кузнецовой Татьяны Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» об обязании предоставления жилого помещения, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» предоставить Кузнецовой Татьяне Николаевне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25,3 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования «Сенгилеевского городское поселение».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения представителей ООО «Сенгилеевский цементный завод» Боровиковой Е.Н., Павлушкиной О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецовой Т.Н. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка выполнения ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно-защитной зоны предприятия. В ходе проверки установлено, что жилое помещение Кузнецовой Т.Н. находится в пределах трехсотметровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны цементного завода, принадлежащего ответчику. Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и многоквартирный дом ***, в котором проживает Кузнецова Т.Н. Срок расселения установлен 2012 - 2013 годы. Однако до настоящего времени дом Кузнецовой Т.Н. не расселен. Между тем, в соответствии с положениями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.
Уточнив требования, просил суд возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность предоставить Кузнецовой Т.Н. жилое помещение общей площадью не менее 25,3 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте МО «Сенгилеевское городское поселение».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – Администрация МО «Сенгилеевский район»), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), ООО «Экологические системы».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отмечает, что ранее прокурором в интересах истца заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.
Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.
Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (далее – Программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время Программа переселения продлена до 17 мая 2020 года, срок ее реализации не наступил.
Не соглашается с выводом суда об отсутствии у истца возможности пользоваться и распоряжаться жилым помещением в связи с нахождением его в трехсотметровой санитарно-защитной зоне. Отмечает, что каких-либо ограничений в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения не установлено.
Полагает, что выводы суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.
Не соглашается с выводами суда о том, что 16 мая 2019 года Управлением Рспотребнадзора по Ульяновской области было отказано ответчику в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам разработанного проекта санитарно защитной зоны предприятия.
Отмечает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что жилой дом, в котором проживает истец, хотя и включен в Программу переселения, фактически расположен за пределами трехсотметровой зоны.
Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено Администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.
Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация МО «Сенгилеевский район», Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 16
Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения
устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких
санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной
классификацией организаций.
Согласно п. 3 ст. 44, п. 2
ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются
защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности,
такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной
деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство
завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000
тонн в год по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие не введено в
эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие
осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат
работников составляет более 350 человек.
Из экспертного заключения №
25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора,
следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса
опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.
По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в 2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Чебоксары) № 654/2019 от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и Администрацией МО «Сенгилеевский район» было заключено соглашение от 13 августа 2009 года, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.
Истцу Кузнецовой Т.Н. на праве собственности принадлежит
квартира, общей площадью 25,3 кв.м, расположенная по адресу: ***.
С целью переселения истца Кузнецовой Т.Н. из расчетной
санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный
завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области,
действующего в интересах Кузнецовой Т.Н., суд первой инстанции ссылаясь на
положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал,
что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит
обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от
границы территории промплощадки по всем направлениям,
установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода
по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в
год одной технологической линией от 2009 года.
Установление предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны предприятия является основанием для исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных Программой переселения.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание
разработанный по заказу ответчика ООО
«Экологические системы» в 2018 году Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», поскольку Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области отказало
разработчику проекта в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на
указанный проект.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не
может согласиться в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных
зон и использования земельных участков, расположенных в границах
санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны
устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству,
реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками
химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека
(далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического,
физического и (или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса
опасности по
результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор
(п. 3 Правил).
К заявлению об установлении или изменении
санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении
проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования
земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со
дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил).
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018
года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января
2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают
существование, а ограничения использования земельных участков в них не
действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были
определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные
зоны, до 1 октября 2019
года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на
принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных
полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти,
уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с
заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении
существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных
зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение
убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в
связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального
закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны,
выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные
участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным
использованием не осуществляются.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что до
настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский
цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная
коллегия считает исковые требования прокурора Сенгилеевского
района Ульяновской области в интересах Кузнецовой Т.Н. не подлежащими
удовлетворению ввиду их преждевременности.
Необходимо также учесть, что несоблюдение санитарных норм
и правил в части неустановления санитарно-защитной
зоны предприятия может повлечь привлечение ООО «Сенгилеевский
цементный завод» к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей для
юридических лиц административное наказание, в том числе, в виде приостановления деятельности на срок до
девяноста суток.
В соответствии с п. 4
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является
нарушение или неправильное применение норм материального права.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецовой Т.Н. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года, отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецовой Татьяны Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение – отказать.
Председательствующий
Судьи: