№
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,
при секретаре Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Б.Е. об освобождении земельного участка,
установил :
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Б.Е. о возложении обязанности освободить земельный участок площадью 61,02 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем переноса забора до границ земельного участка, координаты которого содержатся в Государственном кадастре недвижимости, за счет собственных средств в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска ссылается на то, что на основании распоряжения Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, используемого Б.Е., в результате которой установлено, что ответчиком используется земельный участок, площадью 61,02 кв.м., без правоустанавливающих документов, что подтверждается актом проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 руб.
Договор аренды в отношении спорного земельного участка до настоящего времени заключен не был.
Факт использования земельного участка подтверждается также актом установления фактического использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец рассчитал сумму неосновательного обогащения ответчика в соответствии с Методикой определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории <адрес> и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, равной арендной плате за использование такого земельного участка. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие ЗК РФ» на территории городских округов осуществляется органами местного самоуправления.
Претензией от ДД.ММ.ГГГГ № истец предложил ответчику произвести оплату суммы основательного обогащения и освободить земельный участок. Однако ответчик оставил предложение истца без ответа, долг не погашен, земельный участок не освобожден.
В судебное заседание представитель истца Департамента управления имуществом городского округа Самара, ответчик Б.Е. не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о его времени и месте, представитель истца представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, полностью поддержав исковые требования по изложенным в иске основаниям, не возражал против вынесения заочного решения, и суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя истца и ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.
Судом установлено, что ответчик самовольно, без оформления использует спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 61,02 кв.м., расположенный по адресу: ш. <адрес>
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки по факту использования ответчиком земельного участка, установлением фактического использования земельного участка.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 руб.
Претензией от ДД.ММ.ГГГГ № истец предложил ответчику произвести оплату суммы основательного обогащения и освободить земельный участок. Ответчик не представил суду доказательств того, что долг погашен, земельный участок освобожден.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ», введенной Федеральным законом № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории <адрес>, определении полномочий органов государственной власти <адрес> по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории <адрес> и внесении изменения в статью <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», в <адрес> «О земле» в части исключения из компетенции органов государственной власти <адрес> полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие ЗК РФ» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно- распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства к Администрации городского округа Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками для целей не связанных со строительством, взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли-продажи земельных участок, представленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.
С учетом изложенного, именно Департамент вправе обратиться с исковым заявлением об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа Самара.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 263 ГК РФ только собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку, снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Пунктами 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Учитывая, что истцом предоставлены доказательства того, что сооружение, принадлежащее ответчику, расположено на спорном земельном участке, доказательств правомерности использования ответчиком спорного земельного участка суду не представлено, то в силу вышеназванных норм закона, на ответчика необходимо возложить обязанность по устранению нарушений прав истца путем освобождения земельного участка от расположенного на нем строения (сооружения).
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.36 НК РФ, судебные расходы по её уплате, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета и, согласно ст. 333.19 НК РФ составляют за требование неимущественного характера об освобождении земельного участка 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил :
исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара к Б.Е. удовлетворить.
Обязать Б.Е. освободить земельный участок площадью 61,02 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем переноса забора до границ земельного участка, координаты которого содержатся в Государственном кадастре недвижимости, за счет собственных средств в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Б.Е. в доход бюджета
городского округа Самара судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Ответчики вправе подать в Кировский районный суд г. Самары заявление об отмене этого решения суда в течение 7 (Семи) дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Срок принятия мотивированного решения – 26 мая 2022 года.
Председательствующий Т.С. Меркулова