Решение по делу № 3а-373/2019 от 24.04.2019

Дело № 3а-373/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Пермь 17 июня 2019 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием прокурора Белиной Е.Г.,

представителя административного истца Иванова Николая Васильевича – Губской Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Николая Васильевичао признании недействующими: решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 157); решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 158, от 22 декабря 2016 года № 181, от 23 марта 2017 года № 212) - в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером: **, расположенного по адресу: ****,

установил:

решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (далее – Совет депутатов Култаевского сельского поселения) от 6 февраля 2014 г. № 29 утверждён Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (далее – Генеральный план). Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 г. № 53 утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (далее - Правила землепользования и застройки).

Указанные решения опубликованы в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Култаевское сельское поселение» от 6 февраля 2014 г. № 11 (34) и от 9 июня 2014 г. № 17 (40) соответственно.

Решениями Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 июня 2016 г. № 157, 158, от 22 декабря 2016 г. № 181, от 23 марта 2017 г. № 212, опубликованными в установленном порядке, в приведённые выше нормативные правовые акты внесены изменения и дополнения.

Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными вышеуказанными нормативными актами, определены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе: санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника, расположенного **** скотомогильника, радиус которой составляет 1000 м.

Иванов Н.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими вышеуказанных Решений Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29, от 9 июня 2014 года № 53 - в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером: **, расположенного по адресу: ****.

В обоснование требований административный истец указал, что владеет указанным земельным участком с видом разрешенного использования – отдельно стоящие одноквартирные жилые дома с приусадебными участками этажностью не выше трех этажей. Уведомлением Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 06.11.2018 года № СИ-310 истцу по результатам рассмотрения вопроса о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером: **, расположенном по адресу: **** индивидуального жилого дома, отказано в разрешении, поскольку участок полностью находится в границах зоны с особыми условиями использования - Санитарно-защитной зоны сибереязвенного скотомогильника. Истец полагает, что определение утвержденными оспариваемыми нормативными актами Генеральным планом и Правилами застройки границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, не соответствует нормам действующего законодательства. В том числе сослался на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также - СанПиН). Указывает на то, что оспариваемые нормативные правовые акты в части определения границ санитарно-защитной зоны скотомогильника и ее распространения на принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок нарушают права административного истца, так как ограничивают возможность использования участка.

В судебное заседание административный истец не явился, представитель истца заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Земское собрание Пермского муниципального района в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ранее представил письменные возражения, полагает иск не подлежащим удовлетворению. Представитель административного ответчика Совет депутатов Култаевского сельского поселения в суд не явился, ответчик о времени и месте судебного заседания уведомлен, письменных возражений по заявленным требованиям не представил.

Представитель заинтересованного лица Государственной ветеринарной инспекции Пермского края в суд не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, письменных возражений по заявленным требованиям не представил.

В силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание неявка представителей органа местного самоуправления принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Поскольку явка представителей административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание обязательной не признавалась, суд на основании части 7 статьи 150 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие представителей данных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, письменные возражения, обозрев материалы административного дела 3а-71/2018, заслушав заключение прокурора полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными.

Законодательство о градостроительной деятельности согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) состоит из приведённого Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.

В соответствии с положениями пунктам 1, 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

В соответствии с положениями Закона Пермского края от 07 июля 2008 года № 270-ПК «Об образовании нового муниципального образования Култаевское сельское поселение», статьей 2 Устава муниципального образования «Култаевское сельское поселение», муниципальное образование «Култаевское сельское поселение» является муниципальным образование со статусом сельского поселения. Согласно статье 20 Устава муниципального образования «Култаевское сельское поселение» представительным органом муниципального образования является Совет депутатов Култаевского сельского поселения.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования – Советом депутатов Култаевского сельского поселения, в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения. Изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки внесены Земским Собранием Пермского муниципального района в пределах предоставленных этому органу положениями Федерального закона № 131-ФЗ полномочий. Процедура публичных слушаний и порядок принятия Генерального плана, Правил землепользования и застройки, предусмотренные статьями 24 – 25, 31 – 32 Градостроительного кодекса РФ, соблюдены, что установлено несколькими вступившими в законную силу решениями Пермского краевого суда. Не допущено нарушений требований законодательства и в части обнародования нормативно правовых актов.

Установлено, что в оспариваемой административной истцом части нормативно правовыми актами установлена санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника, расположенного **** скотомогильника, радиус которой определен как 1000 м, установлены границы данной зоны.

Согласно материалам дела сибиреязвенный скотомогильник, расположенный **** на земельном участке с кадастровым номером ** (л.д. 56-57) в настоящее время законсервирован. Данный объект находится в собственности Пермского края и распоряжением Правительства Пермского края от 20.01.2017 года № 11-рп закреплён на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края (л.д. 45-47, 48).

В соответствии с основной картой Генерального плана, Картой градостроительного зонирования Култаевского сельского поселения, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки вблизи **** обозначено расположение скотомогильника, на карте границ зон с особыми условиями использования территории обозначена санитарно-защитная зона скотомогильника. В судебном заседании установлено, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером: **, расположенный по адресу: ****, находится в границах вышеуказанной санитарно-защитной зоны.

Давая оценку доводам административного истца о том, что нормативно правовые акты в оспариваемой части затрагивают его права и интересы как собственника, суд признает их обоснованными.

Иванов Н.В. является собственником земельного участка площадью 812 кв.м. с кадастровым номером **, находящегося по адресу: ****, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: отдельно стоящие одноквартирные жилые дома с приусадебными участками этажностью не выше трех этажей. Право собственности подтверждено выпиской из ЕГРН (л.д.16-20), копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 23). Указанный участок был образован путем перераспределения из земельного участка, принадлежащего Иванову Н.В. (кадастровый номер **) и земельного участка принадлежащего муниципальному образованию – Култаевское сельское поселение (л.д. 24-26, 21-22).

Материалами дела подтверждено, что Иванову Н.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером **, расположенном в **** Постановлением муниципального образования Н-Муллинской сельской администрации Пермского района Пермской области № 51 от 03.07.1998 года, было дано разрешение на строительство садового дома (л.д. 28). Уведомлением Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 06.11.2018 года № СИ-310 истцу по результатам рассмотрения вопроса о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером: **, расположенном по адресу: **** индивидуального жилого дома, отказано в разрешении, поскольку участок полностью находится в границах зоны с особыми условиями использования - Санитарно-защитной зоны сибереязвенного скотомогильника (л.д.12-13).

Проверив доводы административного истца о том, что отображенные в Генеральном плане и Правилах застройки границы санитарно-защитной зоны скотомогильника установлены с нарушением порядка, предусмотренного актами большей юридической силы, суд находит их обоснованными.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, они отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4, 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введен в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10» (вместе с «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее – СП 3.1.7.2629-10) скотомогильники отнесены к почвенным очагам (пункт 2.8.4).

Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений, для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м (пункт 7.1.12). Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 г. за № 13-7-2/469.

Системный анализ приведённых норм, положений пункта 7.4 СП 3.1.7.2629-10, согласно которому вокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учётом особенностей местности и вида предполагаемых работ, позволяет сделать вывод, что указание в пункте 5.4 названных Ветеринарно-санитарных правил размера санитарно-защитной зоны скотомогильника носит ориентировочный характер. В соответствии с положениями пункт 4.2 СанПиН размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Суд, с учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 52-ФЗ, приходит к выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом, отсутствие акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность их отображения.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Взаимосвязанный анализ положений пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» позволяет сделать вывод, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек границ таких зон, то есть границы таких зон должны быть определенными.

При этом Федеральный закон № 131-ФЗ и Федеральный закон № 52-ФЗ не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

Как установлено в судебном заседании, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного ****, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Из пояснений представителя административного ответчика в предварительном судебном заседании, письменного отзыва, материалов дела (л.д. 49-50) следует, что действий по обследованию в целях определения границ санитарно-защитной зоны скотомогильника с обоснованием её размеров не проводилось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров, описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек границ зоны в материалы дела не представлен.

При указанных обстоятельствах, отображение в Генеральном плане и Правилах застройки названного муниципального образования санитарно-защитной зоны скотомогильника, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Поскольку оспариваемые решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения до вынесения решения суда применялись и на основании этих нормативных правовых актов реализовывались права граждан, суд, учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть обнародовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 г. № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 г. № 157) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером: **, расположенного по адресу: ****;

решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 г. № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 г. № 158, от 22 декабря 2016 г. № 181, от 23 марта 2017 г. № 212) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером: **, расположенного по адресу: ****.

Сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном источнике.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 июня 2019 года.

Судья: /подпись/

27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее