Дело № 2- 834/2017
РЕШЕНИЕ Копия
Именем Российской Федерации
город Оса 21 августа 2017 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н., при секретаре Цаплиной Ю.А.,
с участием помощника прокурора Осинского района Пермского края Макаричевой Ю.А., представителя ООО «Альянс» Нефедова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс», о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района Кучукбаев Р.С., действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее - ООО «Альянс»), в котором просит принять меры по недопустимости самовозгорания отходов производства и потребления; обеспечить полигон твердых бытовых отходов (свалки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, сборным железобетонным резервуаром или прудом, для пожаротушения емкостью не менее 50 кб.м. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность обеспечить очистку данного земельного участка полигона твердых бытовых отходов от отходов производства и потребления площадью 74 498 кв.м. за границами территории вышеуказанного полигона, в том числе лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, квартал <адрес>, на полосе шириной не менее 10 метров от лесного участка, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; установить ограждение или осушительную траншею глубиной более 2 метров по периметру всей территории полигона; обеспечить часть территории полигона (свалки), расположенного на вышеуказанном земельном участке, территорией для размещения хозяйственно-бытовых объектов с воротами (шлагбаумом), имеющей твердое покрытие в течение 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обеспечить разработку специальной программы (плана) производственного контроля, предусматривающей: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (свалки), в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> совместно со специалистами Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес>, ГКУ «Осинское лесничество» при участии кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>», директора ООО <данные изъяты>», на основании статьи, опубликованной в газете «<данные изъяты>» (№ от дата, № от дата), сводки оперативного дежурного ЕДДС <адрес> за период с дата по дата, проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, лесного законодательства при эксплуатации твердых бытовых отходов (далее - ТБО), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что в собственности Осинского муниципального района <адрес> находится земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование - земельные участки для сбора и хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 81 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Осинское городское поселение, с кадастровым номером №. Кроме того, на основании свидетельства о государственной регистрации права от дата, в собственности Осинского муниципального района <адрес> находится полигон твердых бытовых отходов (свалка), инвентарный №, лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. Между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Осинского муниципального района и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды № от дата, согласно которого ООО «Альянс» в аренду передан полигон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Согласно поступившей информации от ООО «<данные изъяты>» следует, что за период с декабря 2016 года по март 2017 года на полигон ввезено примерно 6 209,50 кб.м. отходов от населения многоквартирных домов и частного сектора <адрес> и <адрес>. Из ответа на письмо от генерального директора ООО «<данные изъяты>» следует, что ООО «Альянс» не возражает на прием ТБО от населения <адрес> и <адрес> на вышеуказанном полигоне. Из акта осмотра территории следует, что дата проведен осмотр арендованного полигона (свалки), части лесного участка, прилегающего к земельному участку для сбора и хранения ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, квартал <адрес>. В ходе осмотра установлено, что полигон по периметру не имеет ограждения (отсутствует шлагбаум), складирование отходов осуществляется вдоль проезжей части дороги протяженностью 430 метров, близлежащая территория за пределами границ земельного участка для сбора и хранения ТБО площадью 74 498 кв.м. захламлена отходами. Часть указанных отходов складируется на землях лесного фонда. Территория объекта размещения отходов не имеет твердого покрытия, не оборудована контрольно-пропускным пунктом, пунктом стационарного радиометрического контроля, контрольно - дезинфицируещей зоной, не снабжена резервуаром для пожаротушения. Отсутствует хозяйственная зона, предназначенная для размещения административно-бытового корпуса, складов для хранения строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря. Не разработана программа производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием атмосферного воздуха, почв. Обнаружено возгорание ТБО. Координаты границ фактического размещения отходов, самовольного занятия площади земельного и лесного участка, а также границ земельных участков состоящих в ГКН, установлены с помощью геодезического оборудования. Согласно справки о результатах проверки ГКУ «Осинское лесничество», земельный участок, на котором расположен вышеуказанный полигон, граничит с землями лесного фонда ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, <адрес>. Согласно договора аренды № от дата, арендатором указанного лесного участка является ООО «<данные изъяты>». Из объяснения директора ООО «<данные изъяты>» Г. от дата в ходе вышеуказанного лесного участка, им был обнаружен факт складирования отходов ТБО. Арендатор полигона ТБО не принял все надлежащие меры по его содержанию в установленных границах. Нахождение отходов ТБО на лесном участке в пожароопасный период нарушает правила пожарной безопасности в лесах, представляет угрозу возникновения лесных пожаров. Согласно справке о результатах проверки Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> от дата, объект размещения ТБО расположен по адресу: <адрес>, площадью 81 700 кв.м., вместимостью 87,5 тысяч тонн. Назначение объектов - захоронение отходов. Складирование отходов на полигоне ТБО осуществляется вдоль подъездной дороги, протяженностью 430 метров (относительно координаты точек №), общей площадью около 70 000 кв.м. Близлежащая территория захламлена мусором. На территории выявлено складирование ТБО имеющих IV класс опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификатором отходов, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (7 31 110 01 72 4 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные). Объект размещения отходов не оборудован водоотведенной канавой, ограждение; территория объекта размещения отходов не имеет твердого покрытия, не оборудована контрольно-пропускным пунктом, пунктом стационарного радиометрического контроля, контрольно - дезинфицируещей зоной, не снабжена резервуаром для пожаротушения. Объект размещения отходов не соответствует установленным природоохранным законодательством требованиям, в также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, сброс отходов осуществляется на почву.
Представитель истца - помощник прокурора Осинского района Макаричева Ю.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по вышеизложенным доводам, уточнила требования в части предоставления срока возложения обязанностей - в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Нефедов А.Ю. не согласился с требованиями об обеспечении очистки участка от отходов производства за границами полигона, в том числе лесного участка, указывая, что их Общество не захватывало часть лесного участка, не складировало мусор на данном участке, поэтому не обязано очищать данный участок. В настоящее время лесной участок не засорен, что подтверждено фотографиями. Акт осмотра при проведении проверки составлялся в их отсутствие. Просит учесть, что договор аренды земельного участка был заключен в ноябре 2016 года, земельный участок в их пользовании находится недолгое время, полигон является единственным действующим в Осинском районе, при этом проведение работ в зимний период невозможно, просит увеличить срок исполнения указанных работ.
Представитель третьего лица Администрации Осинского муниципального района Пермского края Лихачев И.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях просил удовлетворить исковые требования, указал, что в соответствии п.п. 3.4.5, 3.4.6, 3.4.9 договора аренды недвижимого имущества № от дата, ООО «Альянс» обязаны обеспечивать содержание имущества в состоянии, предусмотренном техническими и санитарными нормами; соблюдение правил пожарной безопасности и техники безопасности, требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении вида деятельности ООО «Альянс» и арендуемого им имущества, кроме того, обязан принимать участие в мероприятиях по благоустройству окружающей территории.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, Правительства Пермского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав стороны по делу, изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненному его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.
Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу закона вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России дата (далее - Инструкция), дано определение полигона, как комплекса природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с твердыми бытовыми отходами, должны отвечать следующим требованиям: иметь влажность не более 85 процентов, не быть взрывоопасными, самовоспламеняющимися, самовозгорающимися. Основным санитарным условием является требование, чтобы токсичность смеси промышленных отходов с бытовыми не превышала токсичности бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.
Промышленные отходы IV класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтрата из твердых бытовых отходов, а по интегральным показателям - биохимической потребности в кислороде (БПК20) и химической потребности в кислороде (ХПК) - не выше 300 мг/л, они должны иметь однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование - земельные участки для сбора и хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 81 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Осинское городское поселение, с кадастровым номером №. Кроме того, на основании свидетельства о государственной регистрации права от дата, в собственности Осинского муниципального района Пермского края находится полигон твердых бытовых отходов (свалка), инвентарный №, лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. 28-29).
дата между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Осинского муниципального района и ООО «Альянс» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества. На основании протокола заседания конкурсной (аукционной) комиссии по подготовке и проведению торгов при продаже муниципального имущества, земельных участков и права их аренды (аукцион) от дата №, ООО «Альянс» переданы в аренду: полигон твердых бытовых отходов (свалка), инвентарный №, лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование - земельные участки для сбора и хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 81 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Осинское городское поселение, с кадастровым номером № составлен акт приема-передачи муниципального имущества от дата (л.д. 22-27).
На основании совместно проведенной внеплановой проверки прокуратурой Осинского района и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, ГКУ «Осинское лесничество» при участии кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>», директора ООО «<данные изъяты>», установлено нарушение законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, лесного законодательства при эксплуатации ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, о чем составлен Акт осмотра, с представленным фотоматериалами осмотра территории полигона и схемой фактического размещения отходов (л.д. 19, 21, 37-38, 39-42, 43-44).
Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» предоставлена лицензия от дата на бессрочное осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов и транспортирование указанных отходов (л.д. 31-32).
Из ответа ООО «Альянс» на письмо прокурора Осинского района от дата следует, что в соответствии с условиями договора аренды Обществом проводятся работы по текущему содержанию свалки, указано, что ведется расчистка территории, ведется послойное уплотнение ТБО, промежуточная и окончательная изоляция уплотненного мусора, устройство подъездных путей, обваловка. Ведется журнал приема отходов. Кроме того, указано, что заключен договор на получение лицензии и программ производственного контроля (л.д. 36).
Согласно справки о результатах проверки ГКУ «Осинское лесничество», земельный участок, на котором расположен вышеуказанный полигон, граничит с землями лесного фонда ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, ТОО «Надежда», квартал 12, выдел 24.
Согласно договора аренды № от дата, арендатором указанного лесного участка является ООО «<данные изъяты>» (л.д.50-51).
Из объяснения директора ООО «<данные изъяты>» Г. от дата следует, что в ходе вышеуказанного лесного участка, им был обнаружен факт складирования отходов ТБО. Арендатор полигона ТБО не принял все надлежащие меры по его содержанию в установленных границах. Нахождение отходов ТБО на лесном участке в пожароопасный период нарушает правила пожарной безопасности в лесах, представляет угрозу возникновения лесных пожаров (л.д. 48-49).
Согласно справке о результатах проверки Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от дата, объект размещения ТБО расположен по адресу: <адрес>, площадью 81 700 кв.м., вместимостью 87,5 тысяч тонн. Назначение объектов - захоронение отходов. Складирование отходов на полигоне ТБО осуществляется вдоль подъездной дороги, протяженностью 430 метров (относительно координаты точек №), общей площадью около 70 000 кв.м. Близлежащая территория захламлена мусором. На территории выявлено складирование ТБО имеющих IV класс опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификатором отходов, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (7 31 110 01 72 4 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные). Объект размещения отходов не оборудован водоотведенной канавой, ограждение; территория объекта размещения отходов не имеет твердого покрытия, не оборудована контрольно-пропускным пунктом, пунктом стационарного радиометрического контроля, контрольно - дезинфицируещей зоной, не снабжена резервуаром для пожаротушения. Объект размещения отходов не соответствует установленным природоохранным законодательством требованиям, в также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, сброс отходов осуществляется на почву (л.д. 53-55).
Вышеуказанные сведения подтверждаются фототаблицей относительно координатных точек № и схемой размещения отходов (л.д. 56-59).
Выводы внеплановой прокурорской проверки подтверждены представлением начальника отдела охраны и защиты лесов и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйство и экологии <адрес> от дата об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Согласно которого, ООО «Альянс» предоставлен срок в течение одного месяца со дня получения представления, устраненить выявленные в ходе проверки нарушения п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах не территории, прилегающей к землям лесного фонда на территории лесного участка ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, <адрес> (л.д. 84-86).
Доводы ответчика о том, что на них необоснованно возлагается обязанность по очистке участка лесного фонда, несостоятельны.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании вышеизложенного, учитывая, что ООО «Альянс» при размещении отходов ТБО на арендованном земельном участке были допущены нарушения требований исполнения законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об окружающей среде, и указанные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью людей, существенный вред окружающей среде, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создают угрозу возникновения лесных пожаров, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Вместе с тем, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом мнения представителя истца, особенностей процесса по финансированию работ по ликвидации данных нарушений, а также с учетом того факта, что проведение данных работ не является одномоментным действием и предполагает последовательное проведение необходимых мероприятий.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края Кучукбаева Р.С. удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Альянс» следующие обязанности:
1) принять меры по недопустимости самовозгорания отходов производства и потребления, обеспечить полигон ТБО (свалки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, сборным железобетонным резервуаром или прудом для пожаротушения емкостью не менее 50 кб.м. в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу;
2) обеспечить очистку земельного участка от отходов производства и потребления площадью 74 498 кв.м. за границами территории вышеуказанного полигона на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в том числе лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ГКУ «Осинское лесничество», Осинское участковое лесничество, квартал <адрес> на полосе шириной не менее 10 метров от лесного участка, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
3) установить ограждение или осушительную траншею глубиной более 2 м. (вал высотой более 3 м.) по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов (свалки) на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
4) обеспечить часть территории полигона (свалки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, территорией для размещения хозяйственно-бытовых объектов с воротами (шлагбаумом), имеющей твердое покрытие в течение четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда;
5) обеспечить разработку специальной программы (плана) производственного контроля, предусматривающей: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (свалки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Павлова Н.Н.
Секретарь Цаплина Ю.А.