г. Самара 15 апреля 2015 года
Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Маршовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-770/15 по иску Хуснутдиновой М.С. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок.
У С Т А Н О В И Л:
Хуснутдинова М.С. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок, общей площадью 1000,00 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства (сады), расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа Самара.
В судебном заседании представитель истца Хуснутдиновой М.С. – ФИО5, действующий на основании доверенности (л.д.4) исковые требования уточнил, просил признать за истцом Хуснутдиновой М.С. право собственности на земельный участок, общей площадью 1000,00 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н. Пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ его доверительница Хуснутдинова М.С., являющаяся ветераном Великой Отечественной войны,
в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД
«О земле», обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области
с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно под садоводство земельного участка, общей площадью 1000,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, участок б/н. Однако, в предоставлении в собственность Хуснутдиновой М.С. испрашиваемого ею земельного участка было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах:
в зоне резервных территорий (Рзв) и в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61. На большую часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются. Кроме того указано, что большая часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования. Считает отказ в предоставлении Хуснутдиновой М.С. испрашиваемого земельного участка безосновательным и незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в пределах границ муниципального района с численностью населения менее 100 тысяч человек, он свободен от прав третьих лиц и использоваться Хуснутдиновой М.С. под садоводство, с последующим намерением использования под индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, никаких строительных либо иных мероприятий для развития города, для которых земельный участок был зарезервирован, на нем не ведется. Спорный испрашиваемый земельный участок сформирован, он частично огорожен забором, границы его определены, с соседними землепользователями согласованы. Просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации городского округа Самара ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что истицей не приведены надлежащие основания для восстановления ее в нарушенных правах, поскольку не представлены доказательства подтверждающие возникновения у нее права собственности на спорный земельный участок. Кроме того, согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне резервных территорий (Рзв) и в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61. На большую часть испрашиваемого земельного участка градостроительные регламенты не распространяются. Большая часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования. Также, большая часть испрашиваемого земельного участка и прилегающие к нему земельные участки ежегодно затопляются паводковыми водами, вследствие чего, ранее владевшие указанными земельными участками лица, были выселены в безопасное место.
В связи с отсутствием оснований возникновения права собственности истицы на спорный земельный участок, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области
в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил отзыв, согласно которого, в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать.
Представители третьих лиц – Департамента управления имуществом городского округа Самара, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в судебное заседание не явились, по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся сторон процесса.
Выслушав пояснения сторон процесса, зучив материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД
«О земле» (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в соответствии с настоящей статьей и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Законом.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года
№ 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области.
Согласно постановления Администрации городского округа Самара от 05.03.2015 года
№ 190 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» во исполнении Закона Самарской области от 29.12.2014 года № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством,
с 01 марта 2015 года возложены на Администрацию городского округа Самара с привлечением Департамента управления имуществом городского округа Самара и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Согласно ч. 2. ст. 9 Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.) земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. «ж,г» ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года
№ 94-ГД «О земле» (ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), земельные участки, в том числе
с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии
с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане (п. ж); инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане (п. г).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле»
(ред. от 15.07.2013г., от 23.03.2015г.), в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 27, ст. 28 Земельного кодекса РФ не могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Норма статьи 85 пункт 12 Земельного кодекса РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Судом установлено, что истец Хуснутдинова М.С. является ветераном Великой Отечественной войны.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 9 Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» Хуснутдинова М.С. обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, общей площадью 1000,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н.
На основании уведомления об отказе в предоставлении земельного участка
№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного Министерством имущественных отношений Самарской области, Хуснутдиновой М.С. в связи с выявленными препятствиями, было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом, указано, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне резервных территорий (Рзв) и в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61. На большую часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются. Также указано, что большая часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования.
Данная информация подтверждена Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара.
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка, площадью 1 000,00 кв.м., не осуществлен, границы указанного спорного земельного участка не согласованы с соседними землепользователями (собственниками) в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истицей Хуснутдиновой М.С. и ее представителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у Хуснутдиновой М.С. права собственности на спорный земельный участок, подлежащего восстановлению в судебном порядке, в случае его нарушения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворении исковых требований истицы о признании за ней права собственности на спорный земельный участок, суд не усматривает.
При этом, суд учитывает, что в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Истица в рамках Главы 25 ГПК РФ не лишена права обжаловать уведомление об отказе в предоставлении земельного участка № 12-1/0075/15 от 17.02.2015 года, вынесенного Министерством имущественных отношений Самарской области.
Кроме того, суд учитывает, что при обращении истицы в судебном порядке за защитой своих прав и законных интересов относительно спорного земельного участка, с разрешенным видом использования – под индивидуальный жилой дом, истицей не соблюден досудебный порядок приобретения прав на испрашиваемый ею земельный участок, установленного
ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94 «О земле».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Хуснутдиновой М.С. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.04.2015 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г. Самара Р.Р. Гараева