Судья – Степанова М.В. 22 июля 2020 года
Дело № 33 – 3781/2020
Номер дела в суде первой инстанции 2 – 84/2020
УИД 59RS0008-01-2019-004628-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Гилевой М.Б., Новоселовой Д.В.
при секретаре Шумилиной А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 22 июля 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Отиновой Лилии Николаевны на решение Пермского районного суда Пермского края от 17 января 2020 года, которым постановлено :
Исковое заявление муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» к Отиновой Лилии Николаевне о возложении обязанности по предоставлению доступа к общедомовому имуществу удовлетворить.
Обязать Отинову Лилию Николаевну предоставить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» доступ к общедомовому имуществу в виде приборов общедомового узла учета холодной воды, находящемуся в помещении магазина с кадастровым номером **, назначение: нежилое, по адресу: ****, ежемесячно в срок до 25 числа каждого месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, для ликвидации аварий – в любое время.
Взыскать с Отиновой Лилии Николаевны в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., объяснения ответчика Отиновой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Гарант» (далее - МУП ЖКХ «Гарант») обратилось в суд с иском к Отиновой Л.Н. о возложении обязанности по предоставлению доступа к общедомовому имуществу.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик Отинова Л.Н. на основании договора купли-продажи муниципального имущества ЗАТО Звёздный ** от 28 ноября 2017 года приобрела в собственность нежилое помещение, расположенное по адресу: ****, общей площадью 160,2 кв.м.
Собранием собственников помещений многоквартирного дома №** по ул. **** МУП ЖКХ «Гарант» выбрано управляющей организацией. В связи с тем, что подвальное помещение в данном доме не предусмотрено, на первом этаже дома предусмотрен монтаж общедомовых коммуникаций в монтажных нишах жилых и не жилых помещений. В монтажной нише первого этажа, проход к которой осуществляется через нежилое помещение принадлежащее ответчику, находятся стояки водопровода, канализации, общедомовой прибор учета холодной воды.
21, 25 августа 2019 года жильцы квартиры № ** обращались в аварийно-диспетчерскую службу в связи с неисправностью системы канализации по стояку. Для устранения данной неисправности необходимо проведение работ по прочистке вертикального и горизонтального трубопровода канализационной системы, также на основании договора управления многоквартирного дома до 25 числа каждого месяца работниками МУП ЖКХ «Гарант» осуществляется снятие показаний общедомового прибора учета холодной воды, которое невозможно в связи с отсутствием доступа к инженерным коммуникациям и общедомовому прибору учета, через нежилое помещение, принадлежащее ответчику.
Неоднократно в период с 21 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года истец обращался к ответчику посредствам телефонной связи, CMC-оповещения, почтовой связи о необходимости обеспечить доступ к инженерным коммуникациям и общедомовому прибору учета, однако по настоящее время обязанность по допуску работников истца, ответчиком не исполнена. Таким образом, ответчик, как собственник помещения, ограничивает своими действиями доступ к инженерным сетям управляющей организации, не соблюдает права и законные интересы других собственников помещений многоквартирного дома, в чьих интересах фактически выступает истец, создавая предпосылки создания аварийных ситуаций в виде коммунальных аварий, которые несут угрозу затопления других помещений многоквартирного дома, повреждения общего имущества дома, поскольку у истца отсутствует реальная возможность выполнить свои прямые обязанности в соответствии с вышеприведенными нормами, произвести осмотр стояков, в случае необходимости выполнить ремонтные работы общего имущества, находящегося внутри помещения, принадлежащего ответчику.
На основании изложенного, просит возложить обязанность на Отинову Л.Н. по согласованию предоставлять доступ к общедомовому имуществу ежемесячно в срок до 25 числа каждого месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, и для ликвидации аварий в любое время. Взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Отинова Л.Н. указывая, что судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного и несправедливого решения. В основу решения суд положил доказательства, получение с нарушением закона. Суд основал свой вывод на актах № 119 от 26 августа 2019 года, № 120 от 28 августа 2019 года, № 147 от 30 сентября 2019 года. Судом не учтено, что истец эти акты составил в одностороннем порядке, хотя имеет право требовать доступ в заранее согласованное время с потребителем. Судом не было доказано, что истец хотя бы один раз согласовывал время с ответчиком для доступа в нежилое помещение. Суд не принял во внимание письмо истца № 1099 от 04 сентября 2019 года, в котором истец пишет, что в настоящее время ответчиком не нарушаются права собственников МКД. Суд бездоказательно определил, что в нежилом помещении, принадлежащем ответчику находится коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды. Суд не принял во внимание акт от 25 октября 2012 года о вводе в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета холодной воды, в котором место установки : помещение церкви 2-го подъезда по адресу ****, а также акт от 07 апреля 2017 года допуска в эксплуатацию узла учета расхода холодной воды. В нарушение п. 32 Правил № 354, суд, не разобравшись в обстоятельствах дела, вынес решение о предоставлении доступа ежемесячно до 25 числа каждого месяца к прибору учета общедомового узла учета холодной воды в помещение магазина по ул. ****, которого фактически там нет.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения на данную жалобу от МУП ЖКХ «Гарант», в которых истец полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Отинова Л.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были судом извещены надлежащим образом. С учетом указанных обстоятельств и в соответствии с ч. 5 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ответчика Отиновой Л.Н., судебная коллегия приходит следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Отинова Л.Н. является собственником нежилого помещения - магазина (кадастровый номер **), площадью 160,2 кв.м., расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: ****, на основании договора купли-продажи муниципального имущества ЗАТО Звездный ** от 28 ноября 2017 года.
В соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от 04 августа 2006 года МУП ЖКХ «Гарант» оказывает услуги по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Подвальное помещение в многоквартирном доме по адресу **** не предусмотрено, на первом этаже
дома предусмотрен монтаж общедомовых коммуникаций в монтажных нишах жилых и не жилых помещений. В монтажной нише первого этажа, проход к которой осуществляется через нежилое помещение принадлежащее ответчику, находятся стояки водопровода, канализации, общедомовой прибор учета холодной воды, которые предназначены для обслуживания всего МКД и относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу.
Как усматривается из актов №119 от 26 августа 2019 года, №120 от 28 августа 2019 года, №147 от 30 сентября 2019 года, составленных МУП ЖКХ «Гарант», с участием собственников квартир, председателя совета многоквартирного дома, нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности Отиновой Л.Н., расположено на 1-м этаже многоквартирного, пятиэтажного жилого дома №** по ул. ****. Дом не имеет подвального помещения. Проектом данного дома предусмотрен монтаж общедомовых коммуникаций в монтажных нишах жилых и не жилых помещений первого этажа. С 25 сентября 2019 года отсутствует возможность по снятию показаний потреблённого ресурса с общедомового прибора учёта холодной воды, который находится в данном помещении. При осмотре входных групп нежилого помещения собственника Отиновой Л.Н., установлено, что входные двери закрыты на замки, доступ в помещение отсутствует (л.д.17). Неоднократные сообщения о необходимости предоставления доступа в помещение ответчиком Отиновой Л.Н. проигнорированы (л.д. 17,18,19).
Из представленных технических мероприятий на подключение к системе водоснабжения и водоотведения в нежилом помещении площадью 160,2 кв.м. многоквартирного жилого дома №** по ул. ****, выданных Отиновой Л.Н. МУП ЖКХ «Гарант» 14 февраля 2018 года и полученных ею 21 августа 2018 года, на ответчика (Отинову Л.Н.) возложена обязанность обеспечить доступ в помещение, в заранее согласованное сторонами время представителей управляющей организации для осмотра и выполнения необходимых работ, в том числе ежемесячно к общедомовому прибору учета холодной воды для снятия показаний, а в случае аварийной ситуации - в любое время.
Удовлетворяя исковые требования МУП ЖКХ «Гарант» и возлагая на Отинову Л.Н. обязанность обеспечивать доступ представителям управляющей компании к общему имуществу собственников многоквартирного дома, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что в обязанности истца входит надлежащая эксплуатация общего имущества в многоквартирном доме, контроль за состоянием общего имущества многоквартирного дома, обеспечение надлежащего технического и санитарного состояния общего имущества, а отсутствие доступа в принадлежащее Отиновой Л.Н. нежилое помещение, через которые возможен проход к общему имуществу многоквартирного жилого дома не позволяет управляющей компании своевременно установить возможные причины возникновения дефектов, выработать меры по их устранению, осуществить надлежащее техническое обслуживание и возможный ремонт этих систем, а также снять показания с общедомового прибора учета холодной воды.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и оценке имеющихся в деле доказательств и соответствующими нормам материального закона, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Так в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений, принадлежащих их собственникам, и предназначенное для обслуживания более одного помещения (общее имущество многоквартирного жилого дома).
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подп. «а», «б» и «г» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 10 Правил № 491).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил № 491).
Согласно пп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 исполнитель имеет право: требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
Подпунктом «е» п. 34 указанных Правил предусмотрено, что потребитель обязан: допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В соответствии с пунктом 31 Правил № 354 управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «е» настоящих Правил, обязана: самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, а в случае необходимости (аварийная ситуация) – в любое время, а также для снятия показаний прибора учета в периоды, определенные Правилами.
Из материалов дела видно, что обращаясь в суд с иском об устранении препятствий в пользовании общим имуществом собственников помещений МКД, МУП ЖКХ «Гарант», как управляющая организация, ссылалось на то, что собственник нежилого помещения Отинова Л.Н. препятствует осуществлению доступа к снятию показаний потреблённого ресурса с общедомового прибора учёта холодной воды, осмотру и прочистке вертикального и горизонтального трубопровода канализационной системы МКД. В период с 21 августа по 30 сентября 2019 года истец неоднократно обращался к ответчику посредством телефонной связи, СМС оповещения, почты, о необходимости обеспечить доступ к инженерным коммуникациям и общедомовому прибору учета. Вместе с тем, ответчик доступ в принадлежащее ей нежилое помещение не обеспечила.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что Отинова Л.Н. предпринимала действия для обеспечения доступа истцу в принадлежащее ей нежилое помещение, в котором расположено общее имущество многоквартирного дома, в материалах дела отсутствуют. Более того, учитывая позицию, которую сторона ответчика занимала в суде первой инстанции и которая отражена в апелляционной жалобе, Отинова Л.Н. полагает, что у нее не имеется обязанности обеспечивать такой доступ чаще, чем раз в 3 месяца (год).
Вместе с тем, доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными и отклоняются судебной коллегий, учитывая, что они основаны на неверном толковании материально-правовых норм. Ссылка в жалобе на то, что акты составлены в одностороннем порядке о незаконности решения не свидетельствует, поскольку доказательств, опровергающих сведения, изложенные в этих актах, ответчиком не представлено. Также не представлено бесспорных доказательств, опровергающих наличие узла учета холодной воды в ином месте, нежели то, которое указано в поэтажном плане (л.д. 42).
Суд пришел к правильному выводу о том, что у Отиновой Л.Н. существует обязанность обеспечить доступ управляющей компании в принадлежащее ей нежилое помещение к инженерному оборудованию с целью ликвидации аварий, проверки состояния, работоспособности и ремонта проходящих через это помещение общедомовых систем водоснабжения, канализации, а также для снятия показаний с общедомового прибора учета холодной воды. Поэтому суд обоснованно принял решение о возложении на ответчика обязанности обеспечивать доступ представителям управляющей компании к общему имуществу собственников многоквартирного ежемесячно в срок до 25 числа каждого месяца (узел учета холодной воды), для выявления и устранения недостатков и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, для ликвидации аварий – в любое время.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с судебным решением, оснований для его отмены в себе не содержат.
Выводы суда об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку по правилам действующего гражданского процессуального законодательства. Круг обстоятельств, имеющих значение для дела, определен судом правильно.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства по делу определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, всем доказательствам дана надлежащая правовая оценка и нарушений при применении материального закона не допущено, оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отиновой Лилии Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи