Дело №2а-6005/2019-31
10RS0011-01-2019-007220-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Чучупаловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску к Умновой И.И. о взыскании обязательных платежей,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Умновой И.И. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании недоимки по НДФЛ и пени по тем основаниям, что административный ответчик представила в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2014 г. и в результате проведенной камеральной проверки представленной декларации было выявлено получение административным ответчиком дохода в сумме 245868,12 руб., который не был отражен. Самостоятельно сумма налога по НДФЛ за 2014 г., подлежащая уплате в бюджет, Умновой И.И. не уплачена. В связи с неуплатой налога начислены пени и применены штрафные санкции. Административный истец просит взыскать с Умновой И.И. задолженность по НДФЛ за 2014 год в размере 30954 руб., пени в сумме 9663,06 руб., а также штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1857,2 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1238 руб.
Определением Петрозаводского городского суда от 22.08.2019 в связи с поступившими возражениями административного ответчика рассмотрение дела назначено по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца Сальникова Е.С., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала.
Административный ответчик, представитель административного ответчика по доверенности Казаков С.А. в судебном заседании не участвовали, просили о рассмотрении дела в отсутствии ответчика, о рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, дело по заявлению о выдаче судебного приказа №, заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пп. 4 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно п.1, п.6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик 08.11.2017 г. представила в ИФНС России по г. Петрозаводску налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014 г., в которой не был отражен доход в размере 245868,12 руб., полученный от ЗАО «Московская Акционерная Страховая Компания» на основании решения суда. Самостоятельно сумму налога по НДФЛ за 2014 г., подлежащую уплате в бюджет, Умнова И.И. не уплатила.
Ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекцией был установлен факт не отражения Умновой И.И. дохода в размере 245868,12 руб., полученного от ЗАО «МАКС». По данным предоставленным ЗАО «МАКС» в налоговый орган 22.12.2017 г. денежные средства в пользу Умновой И.И. были перечислены на основании решения суда по делу № в 2014 г. с расчетного счета ЗАО «МАКС» инкассовым поручением в виде штрафа в размере 165444,84 руб. и неустойки в размере 80423,28 руб. Сумма исчисленного, но не удержанного налога составила 31963,00 руб. В связи с тем, что Умнова И.И. не являлась работником ЗАО «МАКС», удержание налога на доходы физических лиц по данной выплате произведено не было, о чем ЗАО «МАКС» в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ сообщило в налоговую Инспекцию.
В соответствии с п.2 ст. 44 обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.1 ст.52 НК РФ Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пп.2,4 п.1 ст.228 и п.1 ст.229 НК РФ, налогоплательщики получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.217 НК РФ, а так же налогоплательщики, получившие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом исходя из сумм таких доходов, обязаны представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок предоставления Умновой И.И. налоговой декларации по налогу НДФЛ за 2014г. истек 30 апреля 2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки Инспекцией вынесено решение № 5.1-19/17349 от 11.04.2018 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое в добровольном порядке исполнено не было. При вынесении решения о назначении штрафных санкций налоговым органом учтены смягчающие обстоятельства: невысокий годовой доход, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, кредитные обязательства. Сумма штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств по ч. 1 ст. 119 НК РФ составила 1857,20 руб., штраф по ч. 1 ст. 122 НК РФ составил 1238,00 руб.
Согласно п.50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течении 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пунктом 9 ст.101 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Решение № 5.1-19/17349 от 11.04.2018 г. было направлено налоговым органом в адрес Умновой И.И. 17.04.2019 и считается полученным 25.04.2018.
Неисполнение обязанности по уплате налога и штрафных санкций послужило основанием для выставления в адрес ответчика требования № 4525 от 31.05.2018г. об уплате налога на доходы физических лиц, штрафных санкций и пени со сроком исполнения до 13.07.2018 г.
Требования налогового органа административным ответчиком не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что направленные требования об уплате налогов и пеней являются первой стадией процедуры принудительного взыскания задолженности, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
28.12.2018г. мировым судьей судебного участка № 8 г. Петрозаводска был выдан судебный приказ № о взыскании с Умновой И.И. задолженности по налоговым обязательствам, штрафным санкциям и пени. 31.01.2019г. мировым судьей судебного участка № 6 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка №8 г. Петрозаводска Республики Карелия, вышеуказанный судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика, о чем вынесено соответствующее определение. Инспекция 29.07.2019г. обратилась с настоящим иском в суд, срок на взыскание недоимок по налогам административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки, штрафных санкций и пени, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Умновой И.И., проживающей по адресу: <адрес>, в бюджет недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2014 год 30954 рубля, пени 9663,06 рубля, штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ 1238 руб., штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ 1857,2 руб.
Взыскать с Умновой И.И. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 1511,37 руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2019г.