Дело № 2-1-6768/2018
64RS0042-01-2018-007887-95
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 год город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Аракчеевой С.В.
при секретаре Аблязовой Н.Р.,
с участием истца Попова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова О. А. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на нежилое здание гаража,
установил:
Попов О.А. обратился в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на нежилое здание гаража. Требования мотивирует тем, что решением исполнительного комитета Энгельсского городского Совета Народных депутатов № 319/1 от 15 ноября 1989 года утвержден гаражный кооператив «Волжский». На основании решения администрации г. Энгельса № 432/2 от 08 декабря 1983 года предоставлен земельный участок площадью 0,5 га под строительство гаражей. Он (истец) является членом ГСК «Волжский», владеет и пользуется нежилым зданием гаража №, расположенного по адресу: <адрес> Пай выплачен в полном объёме. Нежилое помещение гаража № имеет общую площадь 33,6 кв.м., кадастровый №. Нежилое здание гаража № соответствует санитарным, строительно-техническим, пожарным, градостроительным нормам и правилам, пригодно для дальнейшей эксплуатации, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует площади застройки с каталогом координат поворотных точек. Споров о правах на данный объект недвижимости за весь период пользования не возникало, владение данным объектом невидимости прав третьих лиц не нарушает. Просит признать за ним право собственности на нежилое здание гаража № (литер Г) с кадастровым номером №, общей площадью 33,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
Истец Попов О.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ГК «Волжский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке. Причины неявки суду не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Энгельсского городского Совета Народных депутатов № 319/1 от 15 ноября 1989 года был утвержден гаражный кооператив «Волжский». На основании решения администрации г. Энгельса № 432/2 от 08 декабря 1983 года предоставлен земельный участок площадью 0,5 га под строительство гаражей.
Попов О.А. является членом ГСК «Волжский», владеет и пользуется нежилым зданием гаража №, по адресу: <адрес> Пай выплачен в полном объёме.
Нежилое здание гаража № имеет общую площадь 33,6 кв.м., кадастровый №.
Из заключения по строительно-технической экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нежилое здание гаража №, по адресу: <адрес>, общей площадью 33,6 кв.м., соответствует санитарным, строительно-техническим, пожарным, градостроительным нормам и правилам, пригодно для дальнейшей эксплуатации, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Расположение нежилого здания гаража № общей площадью 33,6 кв.м. в ГК «Волжский», соответствует площади застройки с каталогом координат поворотных точек.
В соответствии с п.2, п. 4 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 ст.222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме того, в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. При таких обстоятельствах суд не находит оснований, по которым право собственности истца должно быть ограничено.
С учетом изложенного, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № (░░░░░ ░), ░░░░░ ░░░░░░░░ 33,6 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░