копия
Р Е Ш Е Н И Е № 1169
Именем Российской Федерации
27 июля 2011 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Мишина В.В., с участием представителя заявителя – Ушакова Д.А., при секретаре Чечуриной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Орлова <данные изъяты> об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову на состав семьи в количестве двух человек отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной однокомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, копр.1, общей площадью 41,0 кв.м.
Считая, что указанными действиями нарушены его права, Орлов обратился в суд с заявлением, через своего представителя – Ушакова, в котором просил отменить указанное решение и обязать начальника отдела № ЗРУЖО предоставить ему вышеуказанное жилое помещение по договору социального найма.
Заявитель и начальник отдела № ЗРУЖО, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли. Орлов ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель заявителя – Ушаков, настаивая на удовлетворении требований своего доверителя, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ Орловым было получено извещение от ДД.ММ.ГГГГ № о распределении ему отдельной однокомнатной <адрес> на семью из двух человек общей площадью 41,0 кв.м. по адресу: <адрес>, на получение которой он дал свое согласие.
Заслушав объяснения представителя заявителя и исследовав материалы дела, военный суд находит заявление Орлова подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № решением жилищной комиссии войсковой части №, утвержденным командиром части, в связи с предстоящим увольнением из ВС РФ по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), Орлов был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и внесен в список кандидатов на получение жилья во вновь избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
Из послужного списка заявителя усматривается, что его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 26 лет.
Как видно из справки формы № от ДД.ММ.ГГГГ № Орлов, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в городе <адрес>, <адрес> по адресу: <адрес>, предоставленной ему по месту службы. Вместе с заявителем по данному адресу проживает сын – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения, который входит в состав семьи заявителя.
Для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства на основании ходатайства ВрИО начальника гарнизона <адрес> занимаемое Орловым муниципальное жилое помещение распоряжением главы администрации ЗАТО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № было отнесено к числу служебного.
ДД.ММ.ГГГГ Орлов получил извещение от ДД.ММ.ГГГГ этого же года №, выписанное на его имя руководителем Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, о распределении ему жилого помещения на состав семьи из 2-х человек. ДД.ММ.ГГГГ Орлов подписал обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения администрации ЗАТО <адрес>.
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №, Орлову на состав семьи в количестве 2-х человек отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на ухудшение жилищных условий, связанных с разводом.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, отказавшего заявителю в предоставлении ранее распределенной квартиры по избранному месту жительства, являются неправомерными по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К числу таких специальных законов относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.
Указанным законом определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы изъявил желание переехать в другую местность.
Так, согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения (п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 15 этого же Федерального закона порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно п.п. «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Таким образом, признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, не зависит от его изменившегося семейного положения.
В связи с этим суд находит необоснованными мотивы отказа ответчика в предоставлении Орлову ранее распределенного жилого помещения по избранному месту жительства со ссылками на ст. 57 ЖК РФ, поскольку данная норма подразумевает совершение гражданином действий или гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями с целью уменьшения размеров занимаемых жилых помещений или их отчуждения.
Кроме того, из дословного толкования данной нормы видно, что изменение военнослужащим порядка пользования жилым помещением должно быть связано с действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, а как установлено в судебном заседании таких действий заявителем не совершалось.
Следовательно, каких-либо обстоятельств, препятствующих предоставлению Орлову жилого помещения в избранном месте жительства, по мнению суда, не имеется, так как заявитель желает изменить постоянное место жительства после увольнения. Ссылки ответчика на изменившееся семейное положение, на неустановленное местонахождение бывшей супруги являются несостоятельными, так как факт неизвестности нахождения бывшего члена семьи военнослужащего не является значимым для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа МО РФ от 03 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что право Орлова будет восстановлено путем возложения на отдел № ЗРУЖО обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему ранее распределенной квартиры.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 и 338 ГПК РФ, военный суд,
р е ш и л:
Заявление Орлова <данные изъяты> – удовлетворить.
Решение начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Орлову Виктору Аркадьевичу на состав семьи из 2-х человек жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной однокомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м. по основанию совершения им действий по намеренному ухудшению жилищных условий, связанных с разводом – отменить.
Обязать начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении
Орлову <данные изъяты> на состав семьи из 2-х человек жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной однокомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.
Верно:
Председательствующий по делу В.В. Мишин