63RS0039-01-2021-006507-05
2а-4484/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4484/2021 по административному исковому заявлению Сиксаева Сергея Анатольевича к консультанту Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Мирзаеву С.А., Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о признании незаконным акта проверки,
установил:
Сиксаев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным акта проверки должностного лица Государственной инспекции строительного надзора Самарской области.
В обоснование заявления указано, что административным ответчиком проведена проверка в отношении принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества - жилого дома и гаража, по результатам которой 26.04.2021 составлен акт проверки (осмотра) № 01-05-14/0064. В соответствии с актом на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером №:644 по адресу: <адрес>, участок 16, расположено два объекта капитального строительства, имеющих признаки индивидуального жилого дома и гаража. Фактический отступ от жилого дома до ограждения со смежным участком составляет 0,95 м, от стены гаража до ограждения от 0,95 м до 2,4 м по длине гаража. Разрешение на строительство объектов капитального строительства по указанному адресу не выдавалось. Таким образом, выявлены нарушения обязательных требований положения ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, т.е. осуществление строительных работ без получения соответствующего разрешения и положений статьи 14 Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, т.е. нарушение минимального отступа от границ земельного участка. Истец считает данный акт незаконным и необоснованным. В границах земельного участка с кадастровым номером №:644 расположены жилой дом и гараж, которые стоят на учете в Едином государственном реестре недвижимости за номерами №:2355 и №:2380. Для возведения строений на земельном участке истца получение разрешения на строительства не требуется. Осуществление государственного строительного надзора в отношении данных объектов капитального строительства неправомерно. О дате, времени и месте проведения внеплановой выездной проверки истец не извещался, с распоряжением о проверке не ознакомлен. Границы земельного участка на местности должностным лицом не устанавливались, геосъемка не производилась. Акт не содержит каталога координат поворотных точек земельных участков, занятых объектами, в связи с чем невозможно достоверно установить месторасположение объектов. Осмотр земельного участка осуществлен с территории смежного участка, способ измерений не определен, расстояния установлены ориентировочно. Акт проверки с другими материалами 27.04.2021 направлен в адрес Департамента градостроительства городского округа Самара. По результатам его рассмотрения по существу Департаментом в адрес Инспекции представлено уведомление от 19.05.2021 исх. № Д0501-01/2503-1-1 об отсутствии признаков самовольной постройки. Внесудебная процедура урегулирования спора (обращение к руководству должностного лица) к положительному результату не привела.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и отменить акт проверки (осмотра) от 26.04.2021 № 01-05- 14/0064.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по доверенности Краснопевцева Т.Н. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагала, что должностное лицо действовало в установленным законом порядке и нарушение прав истца не допустило.
Административный ответчик консультант Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Мирзаев С.А. возражал против удовлетворения требований, пояснил, что проверка проведена на основании обращения соседнего землепользователя, осмотр проведен со смежного земельного участка, так как истец отказал в доступе на его участок, расстояние измерено с помощью рулетки.
Административный истец в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проверки) государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки на основании, в том числе, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Частями 6.1 и 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ определено, что предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке (часть 6.3).
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ и Положением о Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1, Инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
В целях реализации положений ст. 54 ГрК РФ Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области принято распоряжение от 17.06.2019 № 93-р «О проведении проверок при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым установлен порядок действий должностных лиц инспекции при проведении проверок и определен поименный список должностных лиц инспекции, уполномоченных на проведение проверок.
Пунктом 3 распоряжения от 17.06.2020 № 93-р определено, что должностные лица инспекции применяют меры реагирования, в том числе при поступлении обращений и заявлений граждан о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 5 распоряжения от 17.06.2020 № 93-р установлено, что проверочные мероприятия включают в себя выезд на место строительства, реконструкции объекта капитального строительства, визуальный осмотр, объективную оценка ситуации, запрос сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, запрос информации о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 7 указанного распоряжения Инспекции по результатам проведенных проверочных мероприятий лица, уполномоченные на проведение проверки, принимают следующие меры:
- составляют акт проверки (осмотра) в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по форме, установленной приложением № 2 к настоящему распоряжению;
- в случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капительного строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта проверки (осмотра) подготавливают уведомление о выявлении самовольной постройки.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:644 по адресу: <адрес> участок 16.
На земельном участке расположены объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером №:2355 и нежилое здание – гараж с кадастровым номером №:2380, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 38-39).
На основании обращения Каменко Г.В., поступившего в Инспекцию из Департамента градостроительства городского округа Самара от 05.04.2021 № Д0501-01/2503-0-1, должностным лицом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Мирзаевым С.А. проведена выездная внеплановая проверка соблюдения градостроительного законодательства в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером №:644 по адресу: <адрес>, участок 16.
Из акта проверки (осмотра) № 01-05-14/0064 от 26.04.2021 следует, что в ходе осмотра 15.04.2021 по адресу: <адрес>, участок 16 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №:644 подтверждается факт возведения объектов, имеющих признаков капитального строительства. Территория земельного участка огорожена забором. Доступ на указанные объекты, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номерам №:644, собственником Сиксаевым С.А. должностному лицу Инспекции отказан. Визуальным осмотром со смежных участков установлено о наличии на данном земельном участке двух объектов капитального строительства, а именно: один из объектов имеет признаки жилого дома, наружные параметры которого составляют 9.0x13.0 м, два этажа, площадь застройки ориентировочно составляет 140,0 м, высота здания ориентировочно 8.0 м., кровля – четырехскатная; второй из объектов имеет признаки индивидуального гаража, параметры которого составляют в пределах 5.0x12.0 м, в один этаж, площадь застройки ориентировочно составляет 78.0 кв.м, высота здания ориентировочно 3,5 м, кровля - четырехскатная. Строительные работы на момент проверки не производились. Таким образом, общая площадь застройки ориентировочно составляет 218.0 кв.м. Фактический отступ от наружной вертикальной стены жилого дома до ограждения смежного участка, расположенного по адресу: <адрес>, дом 15, составляет 0.95 м, от наружной вертикальной стены индивидуального гаража до ограждения смежного участка составляет от 0.95 до 2.4 м по длине гаража (замеры выполнены со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, дом 15). По информации Департамента градостроительства г.о.Самара, а также Министерства строительства Самарской области разрешение на строительство указанных объектов указанными органами не выдавалось.
Акт проверки и уведомление № 01-05-14/0064 от 26.04.2021 о выявлении самовольной постройки направлены в Департамент градостроительства г.о. Самара, который по результатам их рассмотрения не нашел оснований для выхода в суд с требованиями о сносе самовольной постройки.
Таким образом, оспариваемый акт проверки не повлек для истца каких-либо неблагоприятных последствий.
Акт проверки (осмотра) лишь фиксирует результаты обследования земельного участка и сам по себе не устанавливает, не изменяет и не прекращает правовые отношения и не носит властно-распорядительного характера. Акт может выступать доказательством по делу о сносе самовольной постройки или о приведении объектов в соответствие с установленными требованиями и в качестве такового подлежит исследованию и оценке судом. Истец вправе опровергать сведения, изложенные в акте, иными доказательствами.
Предметом самостоятельного оспаривания могут быть действия должностного лица по проведению проверки. В рассматриваемом случае в действиях должностного лица Государственной инспекции строительного надзора Самарской области нарушений не выявлено. Проверка проведена на основании обращения гражданина о нарушении при строительстве объектов капитального строительства. Проверочные мероприятия включали в себя запрос информации, выезд на место, визуальный осмотр, составление акта осмотра, подготовку и направление уведомления о выявлении самовольной постройки. Действия административного ответчика соответствовали порядку, установленному Градостроительным кодексом РФ и распоряжением Инспекции от 17.06.2020 № 93-р. Вопреки доводам административного истца, уведомление о времени и месте проведения выездной проверки данным порядком не предусмотрено. Отсутствие в акте координат характерных точек земельных участков и неуказание способа измерения расстояний не свидетельствуют о незаконности действий должностного лица, поскольку порядком предусмотрен лишь визуальный осмотр.
Несогласие с содержанием акта проверки (осмотра) и изложенными в нем выводами инспектора о нарушении установленных требований не является основанием для признания акта проверки незаконным, поскольку акт лишь описывает установленные в ходе осмотра обстоятельства и не содержит обязательных для истца предписаний.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В рассматриваемом деле совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сиксаева Сергея Анатольевича о признании незаконным и отмене акта проверки должностного лица Государственной инспекции строительного надзора Самарской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Решение в окончательной форме изготовлено 23.12.2021.