Дело № 2-239/2023 (2-6053/2022)
73RS0001-01-2022-008153-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирмашевой Любови Олеговны к администрации города Ульяновска, Министерству социального развития Ульяновской области, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании решений незаконными, возложении обязанности восстановить в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить сводный список граждан-участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата), выдать государственный жилищный сертификат
УСТАНОВИЛ:
Ирмашева Л.О. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указала, что Ирмашева Любовь Олеговна является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ. иное лицо, инвалида ЧАЭС и ветерана боевых действий, получает пенсию по случаю потери кормильца и денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за умершего супруга.
Супруг истицы, иное лицо в период прохождения военной службы по контракту с 17.10.1984г. по 01.10.1986г. принимал участие <данные изъяты>, в период с 02.10.1986г. по 15.11.1986г. выполнял обязанности ДД.ММ.ГГГГ
иное лицо с младшей дочерью иное лицо были зарегистрированы в 3-х комнатной квартире общей площадью 63,3 кв.м, по адресу, <адрес>, где им принадлежало по 1/6 доли.
С 2001г. иное лицо и его семья (он, жена Ирмашева О.Л., дочь иное лицо) проживали на съемной квартире.
Ирмашева Л.О. собственного жилья не имеет.
В 2016г. иное лицо обращался в администрацию г. Ульяновска с письменным заявлением поставить его и его семью (он, жена, дочь) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией города Ульяновска в постановке было отказано.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017 постановлено: исковые требования иное лицо удовлетворить. Признать иное лицо с составом семьи 3 человека (иное лицо, Ирмашева Любовь Олеговна и иное лицо) нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, имеющего право на льготы, установленные в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ДД.ММ.ГГГГ умер иное лицо
15.05.2019г. Ирмашева Л.О. обратилась в администрацию г. Ульяновска с письменным заявлением, просила поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову умершего инвалида <данные изъяты> в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017г.
Письмом администрация г. Ульяновска от 18.06.2019 указала, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 13.06.2019г. (протокол № 10) Ирмашевой Л.О. было отказано в признании её нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьёй 51, пункт 1, подпункт 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ с указанием причины, что она суммарно обеспечена учетной нормой.
27.08.2019 Ирмашева Л.О. обратилась в Министерство социального развития Ульяновской области с письменным заявлением о выдаче ей жилищного сертификата в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017г.
Письмом Министерство социального развития Ульяновской области от 20.09.2019г. в выдаче жилищного сертификата ей было отказано. Причину отказа мотивировал тем, что выдать сертификат иное лицо с составом семьи 3 человека в 2019 году представлялось возможным. В связи с тем, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 13.10.2019 (протокол № 10) Ирмашева Л.О. была снята с жилищного учета в связи с обеспеченностью учетной нормой площади жилого помещения как член семьи собственника жилого помещения, то оснований у Министерства выдать Ирмашевой Л.О. жилищный сертификат не имеется.
Просила суд:
-признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 13.06.2019г. (протокол № 10) о снятии Ирмашевой Л.О. с жилищного учета в связи с обеспеченностью учетной нормой площади жилого помещения;
-обязать администрацию города Ульяновска восстановить Ирмашеву Л.О. в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет -29.06.2017 в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017г.;
-признать незаконным решение Министерства социального развития Ульяновской области от 20.09.2019г. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата;
-обязать Министерство социального развития Ульяновской области восстановить Ирмашеву Л.О. в сводном списке граждан - участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата) на 2019г. с датой постановки на учет -29.06.2017 в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017г.;
-обязать Министерство социального развития Ульяновской области выдать Ирмашевой Л.О. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий её право на получение за счёт средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Правилами выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», утверждённые постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
В судебном заседании представитель истца просил требования удовлетворить.
Представители ответчиков администрации города Ульяновска, Управления муниципальной собственности администрации города Ульяновска, Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно пунктам «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017 постановлено: исковые требования иное лицо удовлетворить. Признать иное лицо с составом семьи 3 человека (иное лицо, Ирмашева Любовь Олеговна и иное лицо) нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, имеющего право на льготы, установленные в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ДД.ММ.ГГГГ умер иное лицо
Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 13.06.2019 (протокол №10) истец снята с учета на основании ст.ст.51,52, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, Ирмашева Л.О. на момент снятия с учета и по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>
Собственником указанного жилого помещения является сын истца иное лицо По данного адресу собственник не проживает и не зарегистрирован.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляется один раз.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 статьи).
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Площадь вышеуказанного жилого помещения составляет: 17,8 кв.м.
Согласно Решению Городской Думы № 126 от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Таким образом, на момент снятия с учета (13.06.2019) учетной нормой истец был обеспечен.
Согласно с п. 2 ч. 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещен.
В силу п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о постановке на учет) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации на момент принятия решения о снятии с учета указанные меры государственной поддержки обеспечивались за счет "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.
Условия для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд отказывает в иске в части требований о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади от 13.06.2019, возложении на администрацию города Ульяновска восстановить Ирмашеву Л.О. в очереди на улучшение жилищных условий.
Поскольку Ирмашева Л.О. исключена из очереди, то оснований для удовлетворения иска к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности восстановить Ирмашеву Л.О. в сводном списке граждан - участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата) и выдать Ирмашевой Л.О. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий её право на получение за счёт средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения суд также отказывает.
Поскольку в сводный список граждан-участников подпрограммы Ирмашева Л.О. не включена в удовлетворении требований к Министерству социального развития Ульяновской области суд также отказывает.
Ссылка истца на вступившее в законную силу решение суда не состоятельна, поскольку в силу изменившихся обстоятельств (смерть иное лицо, снятие Ирмашевой Л.О. с учета), указанное решение суда обязательному учету для разрешения настоящего спора не имеет.
Кроме того, при разрешении гражданского дела №2-1737/2017 требования к Министерству социального развития Ульяновской области не заявлялись, данный орган ответчиком не являлся.
Довод истца о том, что на момент снятия с учета с иными членами семьи (сын и дочь) истец проживает, ведет общее хозяйство, материалами дела не подтверждается.
В принятии к производству суда уточенного искового заявления Ирмашевой Л.О. судом отказано ввиду несоблюдения формы подачи, предусмотренной ГПК РФ.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст.10,12,56,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ирмашевой Любови Олеговны к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью, Министерству социального развития Ульяновской области, администрации города Ульяновска о признании решений незаконными, возложении обязанности восстановить в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить в сводном списке граждан-участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата), выдать государственный жилищный сертификат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок принятия решения в окончательной форме 09.02.2023
Судья И.А. Сизов