Дело № 12-40/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Чернушка 15 июня 2016 года
Судья Черуншинского районного суда Пермского края О.С. Лупенских, с участием:
Лица в отношении которого ведется производство по делу об а/п ФИО2
При секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании
Жалобу Главы Администрации Деменевского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края ФИО2 на постановление Главного государственного санитарного врача по Чайковскому, Бардымскому, Еловскому, Куединскому, Октябрьскому, Осинскому, Уинскому и Чернушинскому районам по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении администрации Деменевского сельского поселения составлен протоколом об административном правонарушении в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 15 часов 00 минут не организовала надлежащим образом централизованный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Деменевского сельского поселения, а именно население Деменевского сельского поселения и подведомственных ему территорий вывозит твердые коммунальные отходы на площадку временного накопления отходов, которая расположена в <адрес>, создавая тем самым санитарно – эпидемиологическую опасность, чем допустила несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований и совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ. (л.д. 17)
Постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 07 апреля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Администрации Деменевского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края было прекращено за отсутствие состав административного правонарушения. (л.д. 16)
ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении Главы администрации Деменевского сельского поселения составлен протоколом об административном правонарушении в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 15 часов 00 минут Глава администрации Деменевского сельского поселения ФИО2 допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, а именно :
1. Не организовал надлежащим образом централизованный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Деменевского сельского поселения, а именно население Деменевского сельского поселения и подведомственных ему территорий вывозит твердые коммунальные отходы на площадку временного накопления отходов, которая расположена в <адрес>, создавая тем самым санитарно – эпидемиологическую опасность размножения грызунов и распространения инфекционных заболеваний
2. Не организовал надлежащим образом временное хранение ртутосодержащих (люминцентных и энергосберегающих ламп) отходов на территории Деменевского сельского поселения, а именно отработанные ртутосодержащие лампы хранятся в кабинете главы за шкафом, что является несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований. (л.д. 6-7)
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Чайковскому, Бардымскому, Еловскому, Куединскому, Октябрьскому, Осинскому, Уинскому и Чернушинскому муниципальным районам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** (л.д. 4-5)
Не согласный в постановлением ФИО2 обратился в Чернушинский районный суд с жалобой, которую обосновал следующими доводами:
По мнению должностного лица он не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, т. к. в целях осуществления некоторых вопросов местного значения создано муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика Деменевского сельского поселения», которое осуществляет свою деятельность путем выполнения работ, исполнения функций и оказания услуг в сфере транспорта, ЖКХ, благоустройства поселения. Одним из основных видов деятельности учреждения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, между Администрацией и «Службой заказчика Деменевского сельского поселения» заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче МКУ полномочий по сбору и вывозу ТБО от населения Деменевского сельского поселения, согласно которому МКУ обязано осуществлять все не противоречащие законодательству действия, направленные на исполнение полномочий, предусмотренные разделом № –сбор и вывоз ТБО от населения Деменевского сельского поселения.
В свою очередь, в целях реализации переданных полномочий МКУ ежегодно заключает муниципальный контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению опасных отходов и (или) строительного мусора с ООО «Внешнее благоустройство». ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №.
На основании изложенного ФИО2 просит суд постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании Глава администрации Деменевского сельского поселения ФИО2 жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. На удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ЮТО, в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен. Заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Судья, заслушав заявителя ФИО2, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении видно, что ФИО2, как должностное лицо глава органа местного самоуправления был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу п. 2 ст. 8 от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 2 ст. 7 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 14 ч. 1 ст. 15 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 ст. 13 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что глава администрации Деменевского сельского поселения, как и сам, возглавляемый им орган местного самоуправления осуществляют хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации, и фактически осуществляются на территории Деменевского сельского поселения МКУ «Служба заказчика Деменевского сельского поселения» и ООО «Внешнее благоустройство», на основании Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Деменевского сельского поселения и МКУ «Служба заказчика Деменевское сельское поселение» и Муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Служба заказчика Деменевского сельского поселения» и ООО «Внешне благоустройство» (л.д. 8-15,19-20).
При этом, полномочия администрации Деменевского сельского поселения и непосредственно ее главы ФИО2 по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией вышеуказанных лиц, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, Глава администрации Деменевского сельского поселения, как и сам орган местного самоуправления субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ не являются.
Изложенное исключает наличие в действиях Главы администрации Деменевского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым жалобу Главы администрации Деменевского сельского поселения ФИО2 удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Главы администрации Деменевского сельского поселения ФИО2 прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ :
Жалобу удовлетворить. Постановление Главного государственного санитарного врача по Чайковскому, Бардымскому, Еловскому, Куединскому, Октябрьскому, Осинскому, Уинскому и Чернушинскому районам по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ от 04 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Главы Администрации Деменевского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края ФИО2 отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Главы администрации Деменевского сельского поселения ФИО2, прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение в течение 10 суток со дня вручения копии заинтересованным лицам может быть обжаловано в административную коллегию Пермского краевого суда через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских