Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«19» мая 2015 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес>
В СОСТАВЕ:
председательствующего судьи Мороза И.М.,
при секретаре Буркацкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разумейко Е. Б. к Мэрии <адрес> и ООО «Легмаш» о признании права собственности на нежилые здания и объекты инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам с требованием признать право собственности на нежилое задание общей площадью 1990,5 кв.м., на нежилое здание общей площадью 374,8кв.м., тепловую трассу к производственному зданию протяженностью 233 м, тепловую трассу к производственному зданию протяженностью 25 м, расположенные по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. В обоснование своих требования истец указала, что /дата/ между истцом и ответчиком ООО «Легмаш» был заключен договор об инвестировании и передаче в собственность, согласно которому указанный ответчик обязался передать в собственность истца не позднее /дата/ сорные объекты недвижимости, а истец обязалась уплатить 10 200 000 рублей. Поскольку свои обязательства по договору в части оплаты истец исполнила в полном объеме, спорные объекты существуют, не противоречат строительно-техническим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, однако до настоящего времени не переданы истцу ответчиком ООО «Легмаш», истец обратился в суд с иском к ответчику.
Истец Разумейко Е.Б. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца Разумейко Е.Б. по доверенности Плохих А.И. в судебном заседании поддержал доводы и требования иска в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Легмаш» по доверенности Стерликова А.С. в судебном заседании признала требования иска в полном объеме.
Представитель ответчика - Мэрии <адрес> в суд не вился, направил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска не возражал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - ОАО «СИБЭКО» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором против удовлетворения иска не возражал, указав, что спорные тепловые трассы, согласно акта разграничения находятся в ведении ООО «Легмаш».
Третье лицо Разумейко О.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, не возражал против требований истца, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования иска в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что 22.09.2000г. в ЕГРП за ООО «Легмаш» было зарегистрировано право собственности на здание общей площадью 1 971,0 кв.м. кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
/дата/ ОАО «Сибмонтажлегмаш» передало ООО «Легмаш» теплотрассу от ТК-0306 до здания производственной базы площадь. 1971 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> для ее обслуживания, протяженностью 233 м (2d100 мм) и 25 м (2d219 мм).
04.09.2013г. между ОАО «СИБЭКО» и ООО «Легмаш» был подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, согласно которым ответственность за техническое состояние и обслуживание теплотрасс в границах от внешней стены т.<адрес> сторону ответвления 2d = 219 мм L = 233м, была возложена на ООО «Легмаш», следовательно, в настоящее время теплотрасса в указанных границах находится в зоне эксплуатационной ответственности ответчика ООО «Легмаш».
Судом установлено, что тепловая трасса протяженностью 223 кв.м. имеет кадастровый №, тепловая трасса протяженностью 25 кв.м. имеет кадастровый №.
18.07.2012г. между истцом и ответчиком ООО «Легмаш» был заключен договор об инвестировании и передаче в собственность, согласно которому ответчик ООО «Легмаш» обязался выполнить работы и совершить все необходимые действия по реализации проекта по создания, ремонту и передаче в собственность истцу нежилого здания планируемой площади 1991 кв.м., нежилого здания площадью 368 кв.м., сооружение (производственная база) площадью. 10,3 кв.м., теплотрассы протяженностью 223 м и 25 м и электрические сети, расположенные на арендуемом ООО «Легмаш» земельном участке площадью 6 470 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, а истец обязалась оплатить 10 200 000 рублей.
Сторонами не оспаривается, что истец исполнила свои обязанности по оплате по вышеуказанному договору в полном объеме.
06.10.2014г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности ООО «Легмаш» на земельный участок общей площадью 6 470 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, занимаемый производственной базой, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из справки ООО «СтройПроекВосток» в результате произведенных по договору работ произошли изменения в параметрах обоих спорных зданий, а именно увеличение площади с 1971 кв.м. до 1990,5 кв.м., с 368,8 кв.м. до 374,8 кв.м.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от /дата/ N 190-ФЗ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (пункты 13, 14).
В соответствии с п.1 ст.222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из смысла указанной нормы права, постройка, обладающая статусом недвижимого имущества, подлежит признанию самовольной при наличии одного из следующих условий: объект создан на земельном участке, не отведенном для этих целей; строительство осуществлено без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений и территориях городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, на основании положений п.1-2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений пп.14 ст.1, п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от /дата/ N 190-ФЗ, определивших понятие «реконструкция объекта» и «строительство объекта», порядок выдачи разрешений на реконструкцию или строительство объекта, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты являются самовольной постройкой.
П.3 ст. 222 ГК РФ установлено право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из указанных норм гражданского законодательства, право собственности истца на самовольную постройку, осуществленную на земельном участке, может быть признано судом в том случае, если, земельный участок был предоставлен истцу под самовольную постройку в установленном законом порядке; если самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также, если истцом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно–гигиенические, противопожарные и иные правила и нормы.
В силу п.1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Согласно положений п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо. Создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке, и если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются ст. 222 ГК РФ.
Таким образом, поскольку спорные объекты недвижимости расположены в границах на принадлежащем ответчику ООО «Легмаш» на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 54:35:071375:41, принимая во вниманием, что между истцом и указанным ответчиком был заключен договор от 18.07.2012г., и спорные объекты недвижимости не противоречат санитарно-эпидемиологическим и строительно-техническим, а также противопожарным нормам и правила, не создают угрозы для жизни и здоровья граждан, не нарушают права третьих лиц, что подтверждается заключениями уполномоченных специализированных организаций, а также принимая во внимание отсутствие правопритязаний со стороны третьих лиц, поэтому суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.
При этом судом учитываются положения ст. 271 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ, которые допускают существование объектов недвижимости на земельном участке не принадлежащему собственнику объекта недвижимости, и положения ст. 272 ГК РФ, согласно которой при прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (ст.271 ГК РФ), права на недвижимость, оставленную ее собственником наземельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества и при отсутствии или недостижении соглашения, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка, который вправе требовать, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние, или собственника недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1990,5 ░░.░., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 374,8░░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 233 ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 25 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - /░░░░░░░/