Дело № 2-858/2021
36RS0002-01-2020-006598-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Воронеж 07.06.2021
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.Н.
при секретаре Ганцелевич А.А.,
с участием истца Панасенко И.Е., представителя ответчика ПАО «Квадра –Воронежская генерация» по доверенности Коноваловой Е.И., представителя ответчика ООО УК ЭМКД «ЖИЗНЬ» по доверенности Лытневой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поисковому заявлению Панасенко Ирины Евгеньевны к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация», ООО УК ЭМКД «ЖИЗНЬ» об обязании ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии, осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета, исходя из показаний приборов учета,
У С Т А Н О В И Л:
Панасенко И.Е. обратилась в суд с иском к ПАО «Квадра-Воронежская генерация», ООО УК ЭМКД «Жизнь», в котором с учетом уточнения исковых требований просила об обязании ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKVradio 4, установленные в квартире, расположенной по адресу: <адрес> количестве трех штук по заявлению потребителя с момента установки с 7.10.2020; обязать ответчиков осуществлять расчёт за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством исходя из показаний прибора учета с момента установки с 7.10.2020 года. В обоснование иска указано, что 7.10.2020 г. истец установила в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес> индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4 в количестве трех штук, по одному на каждый радиатор отопления. В квартире ими оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО «Водоконтроль». 7.10.2020 истец обратился в ПАО «Квадра-Воронежская генерация» с заявлением о приемке в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета тепла и переход на расчет за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, однако указанные действия не были совершены ответчиком истцом, был получен ответ, в котором ответчик отказался осуществить приемку индивидуальных приборов учетом тепловой энергии. В соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 внесены в реестр средств измерения под №65036-16. Устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV в модификации radio 4 вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества. Соответственно - устройство для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 является индивидуальным прибором учёта. Истец не согласился с таким отказом, обосновывая свою позицию тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в текст постановления внесена формула 3(1) для расчетов за отопление в случаях, когда в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Таким образом, возможность установки и расчетов по показаниям индивидуальных приборов учета тепла от одной квартиры в многоквартирном доме также нормативно предусмотрено.
Истец Панасенко И.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Квадра – «Воронежская генерация», действующая по доверенности Коновалова Е.И. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ООО УК МКД «Жизнь» Лытнева Ж.В. возвражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, разрешая требования истца по существу, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Постановлением от 20 декабря 2018 года N 46-П Конституционный Суд дал оценку конституционности абзаца второго пункта 40 ранее действовавшей редакции Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании разрешается вопрос о плате за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками и пользователями расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, жилых помещений, переведенных на отопление посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, который был предусмотрен нормативными требованиями, действующими на момент проведения такого переустройства.
Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не допуская возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Установлено, что истец является собственником <адрес>. 144 по <адрес>.
На основании протокола общего собрания собственников от 1.08.2017 года, многоквартирный жилой <адрес> по ул. беговая <адрес> находится в управлении ООО УК ЭМКД «Жизнь», которая осуществляет техническое обслуживание дома, обязательства по технической эксплуатации, содержанию и ремонту указанного многоквартирного дома, а также по организации оказания жилищных, коммунальных и прочих услуг, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по сбору платы с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Материалами дела установлено, что 07.10.2020 г. Панасенко И.Е. установила в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес> индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии Techem radio 4 в количестве трех штук, по одному на каждый радиатор отопления. В квартире ей оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО «Водоконтроль» - официальным представителем производителя этих устройств.
07.10.2020 г. истец обратилась к ресурсоснабжающей организации - филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» которая снабжает тепловой энергией и горячей водой <адрес> с заявлением о принятии в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учёта тепла и о переходе к осуществлению расчётов размера оплаты за отопление по их показаниям. Однако указанные действия произведены ответчиком не были.
Истцом был получен от ответчика письменный ответ исх. №РН-516-08/5940 от 12.10.2020 года, в котором ответчик отказался осуществить приёмку индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, ссылаясь на п. 3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 года № 485 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка их заполнения», согласно которому техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
До момента обращения истца в суд с настоящими требованиями индивидуальные приборы учета, установленные в квартире истца по указанному адресу, в эксплуатацию не были приняты.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что у управляющей компании отсутствовали препятствия для непринятия и не ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире истца.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Данными правилами определены основные понятия, "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Как видно из сравнения двух определений, распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления, поскольку ИПУ измеряют именно объем потребления теплоэнергии, а распределители определяют только относительную долю в общем объеме потребления.
Устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 внесены в реестр средств измерения под №65036-16.
Описание типа средства измерений является результатом государственной экспертизы данных устройств, которым определяется возможность внесения в реестр средств измерения.
В описании типа средства измерения прибора, которое является приложением к свидетельству об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A №63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 20.09.2016 года, указано, - устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления.
Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловатт-часах - что является показателем количества.
Также в техническом паспорте ТЕСНЕМ FHKV radio 4 прямо указано, что прибор ТЕСНЕМ FHKV radio 4 - это сертифицированный прибор для индивидуального учета потребления тепловой энергии что прямо соответствует определению «"индивидуальный прибор учета" абзаца 6 пункта 2 Правил 354.
По признаку определения количества коммунального ресурса, а указанный признак является единственным признаком для отнесения средства измерения к категории индивидуальных приборов учёта, является очевидным, что устройства для вычисления тепловой энергии Techem radio 4 являются индивидуальными приборами учёта, а не распределителями.
Кроме того, распределители отображают показания в условных единицах, которые можно применить для перерасчёта оплаты за отопление по формуле 6 приложения 2 к постановлению правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. Другой формулы для расчётов по показаниям распределителей законодательством не предусмотрено, и показания в киловатт-часах не могут быть применены для расчётов по этой формуле.
В описании типа прямо указано, что устройства в модификациях Vario S и Vario 4 отображают показания в условных единицах, которые определяют долю в общедомовом потреблении тепловой энергии и, соответственно - с вышеуказанным определением распределителя - являются распределителями.
В квартире истца установлены устройства в модификации radio 4, которые, как указано выше, вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловатт-часах и по этому признаку что очевидно, являются ИПУ. Модификация устройств указана в акте программирования устройств.
В соответствии со Свидетельством об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A № 63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 20.09.2016 года - устройства электронные для вычисления тепловой энергии «Techem» FHKV внесены в реестр средств измерения под № 65036-16. В соответствии с приложением к указанному свидетельству -описанием типа средства измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии «Techem» FHKV radio4 вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества.
Согласно ответа на судебный запрос ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытания в Воронежской области» от 30.04.2021, следует, что прибор учета ТЕСНЕМ FHKV radio 4, в соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерений ДЕ.С. 32.004.Ф № 63458, относится к типу средств измерений - устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии. Данный прибор учета в указанной модификации зарегистрирован в федеральном информационном фонде. Прибор учета ТЕСНЕМ FHKV radio 4, является индивидуальным прибором учета.
Ст. 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учёт потреблённого коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учёта, отсутствие которых восполняется применением расчётного способа и использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Этот принцип воспроизводится в части 2 ст. 13 ФЗ 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, в частности, что расчётные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта. Приведённым законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергосбережения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией предписания Гражданского кодекса РФ, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, (пункт 1 ст. 544 и ст. 548 ГК РФ). Таким образом, действующее правовое регулирование придаёт приоритетное значение данным приборов учёта энергетических ресурсов по сравнению с расчётными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Данные приборы учета в полной мере соответствуют требованиям законодательства, что подтверждается указанным выше Свидетельством № 63458 от 20.09.2016 года о внесении данных устройств в реестр средств измерения и описанием типа средства измерений.
Доводы ответчиков о том, что указанные устройства являются распределителями, а не приборами учета тепловой энергии, опровергаются материалами дела. Согласно приложению к свидетельству об утверждении типа средств измерений данные приборы являются именно приборами учета тепловой энергии, поскольку они вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловатт-часах.
В судебном заседании были допрошены специалисты ПАО «Квадра» - Генерирующая компания» Чуркин Д.В., Федоров А.В., предупрежденные об уголовной ответственности, за дачу ложных показаний которые суду пояснили, что прибор, установленный истицей в квартире относится распределителю и не является индивидуальным прибором учета, прибор меряет массу объема теплоносителя, температуру, все вычисляется на вычислителе тепловой энергии, регистрируется в гигкаллориях. Специалист Федоров А.В. пояснил, что данный распределитель, вычисляющий разницу температур, меряет долю потребления, которую отдает радиатор, на весь объем потребления жилыми и нежилыми. Вычислитель меряет температуру радиатора и температуру воздуха и разницу температур под введенным коэффициентом и пересчитывает в Киловатт/часах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данные приборы учета могут произвести измерение тепловой энергии, по которым производится расчет платы отопление.
Доказательств, свидетельствующих, что установленные истцом приборы учета некорректно или не в полной мере учитывают потребляемую истцом тепловую энергию, или установлены с нарушением требований, ответчиками не представлено.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для нанимателя (собственника) жилого помещения многоквартирного дома установлена ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых, которыми, в том числе, устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В пункте 80 Правил указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Поскольку ООО УК МКД «Жизнь» осуществляет ввод в эксплуатацию приборов учета и производит расчет за коммунальную услугу «отоплению» то управляющая компания является надлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении требовании Панасенко И.Е. к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования в части обязания ответчика ООО УК МКД «Жизнь» ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленные в квартире истца по адресу: <адрес> количестве трех штук.
Согласно подпунктам «т», «у» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг не вправе создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным обязать ООО УК МКД «Жизнь» осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством, исходя из показаний прибора учета с даты начала отопительного сезона 2021-2022 года.
При этом суд не принимает во внимание доводы о том, что прибор установлен не на границе эксплуатационной ответственности.
Поскольку из паспорта вычислителя тепла следует, что вычислитель предназначен для установки на радиаторы и конвекторы отопления любых типов, при горизонтальной и вертикальной одно- и двухтрубной разводке отопления, и измеряют потребляемую в кВтч. Приборы можно устанавливать только комплектом во всей расчетной единице: квартире, нежилом помещении, офисе, и других помещениях. При этом расчет за тепло по вычислителям возможен при оснащении ими даже одной расчетной единицы в доме, как при наличии так и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепла и отопления. Коэффициент перерасчета показаний вычислителя 1 кВтч=0,000860 Гкал.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушений при установке приборов учета не допущено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при подаче иска была оплачена госпошлина в размере 300 руб. Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то госпошлину в размере 300 руб. следует взыскать с ответчика ООО УК МКД «Жизнь» в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Требования Панасенко Ирины Евгеньевны к ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» удовлетворить частично.
Обязать ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии TECHEM FHKV radio4, установленные в квартире истца по адресу: <адрес>, в количестве 3 штук по вступлении судебного решения в законную силу.
Обязать ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством, исходя из показаний прибора учета с даты начала отопительного сезона 2021-2022 года.
Отказать Панасенко Ирине Евгеньевне в удовлетворении требований к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
Взыскать с ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» в пользу Панасенко Ирины Евгеньевна расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд города Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Н.Н.Попова
Мотивированное решение
составлено 14.06.2021
Дело № 2-858/2021
36RS0002-01-2020-006598-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Воронеж 07.06.2021
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.Н.
при секретаре Ганцелевич А.А.,
с участием истца Панасенко И.Е., представителя ответчика ПАО «Квадра –Воронежская генерация» по доверенности Коноваловой Е.И., представителя ответчика ООО УК ЭМКД «ЖИЗНЬ» по доверенности Лытневой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поисковому заявлению Панасенко Ирины Евгеньевны к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация», ООО УК ЭМКД «ЖИЗНЬ» об обязании ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии, осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета, исходя из показаний приборов учета,
У С Т А Н О В И Л:
Панасенко И.Е. обратилась в суд с иском к ПАО «Квадра-Воронежская генерация», ООО УК ЭМКД «Жизнь», в котором с учетом уточнения исковых требований просила об обязании ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKVradio 4, установленные в квартире, расположенной по адресу: <адрес> количестве трех штук по заявлению потребителя с момента установки с 7.10.2020; обязать ответчиков осуществлять расчёт за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством исходя из показаний прибора учета с момента установки с 7.10.2020 года. В обоснование иска указано, что 7.10.2020 г. истец установила в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес> индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4 в количестве трех штук, по одному на каждый радиатор отопления. В квартире ими оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО «Водоконтроль». 7.10.2020 истец обратился в ПАО «Квадра-Воронежская генерация» с заявлением о приемке в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета тепла и переход на расчет за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, однако указанные действия не были совершены ответчиком истцом, был получен ответ, в котором ответчик отказался осуществить приемку индивидуальных приборов учетом тепловой энергии. В соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 внесены в реестр средств измерения под №65036-16. Устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV в модификации radio 4 вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества. Соответственно - устройство для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 является индивидуальным прибором учёта. Истец не согласился с таким отказом, обосновывая свою позицию тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в текст постановления внесена формула 3(1) для расчетов за отопление в случаях, когда в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Таким образом, возможность установки и расчетов по показаниям индивидуальных приборов учета тепла от одной квартиры в многоквартирном доме также нормативно предусмотрено.
Истец Панасенко И.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Квадра – «Воронежская генерация», действующая по доверенности Коновалова Е.И. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ООО УК МКД «Жизнь» Лытнева Ж.В. возвражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, разрешая требования истца по существу, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Постановлением от 20 декабря 2018 года N 46-П Конституционный Суд дал оценку конституционности абзаца второго пункта 40 ранее действовавшей редакции Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании разрешается вопрос о плате за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками и пользователями расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, жилых помещений, переведенных на отопление посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, который был предусмотрен нормативными требованиями, действующими на момент проведения такого переустройства.
Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не допуская возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Установлено, что истец является собственником <адрес>. 144 по <адрес>.
На основании протокола общего собрания собственников от 1.08.2017 года, многоквартирный жилой <адрес> по ул. беговая <адрес> находится в управлении ООО УК ЭМКД «Жизнь», которая осуществляет техническое обслуживание дома, обязательства по технической эксплуатации, содержанию и ремонту указанного многоквартирного дома, а также по организации оказания жилищных, коммунальных и прочих услуг, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по сбору платы с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Материалами дела установлено, что 07.10.2020 г. Панасенко И.Е. установила в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес> индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии Techem radio 4 в количестве трех штук, по одному на каждый радиатор отопления. В квартире ей оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО «Водоконтроль» - официальным представителем производителя этих устройств.
07.10.2020 г. истец обратилась к ресурсоснабжающей организации - филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» которая снабжает тепловой энергией и горячей водой <адрес> с заявлением о принятии в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учёта тепла и о переходе к осуществлению расчётов размера оплаты за отопление по их показаниям. Однако указанные действия произведены ответчиком не были.
Истцом был получен от ответчика письменный ответ исх. №РН-516-08/5940 от 12.10.2020 года, в котором ответчик отказался осуществить приёмку индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, ссылаясь на п. 3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 года № 485 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка их заполнения», согласно которому техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
До момента обращения истца в суд с настоящими требованиями индивидуальные приборы учета, установленные в квартире истца по указанному адресу, в эксплуатацию не были приняты.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что у управляющей компании отсутствовали препятствия для непринятия и не ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире истца.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Данными правилами определены основные понятия, "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Как видно из сравнения двух определений, распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления, поскольку ИПУ измеряют именно объем потребления теплоэнергии, а распределители определяют только относительную долю в общем объеме потребления.
Устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 внесены в реестр средств измерения под №65036-16.
Описание типа средства измерений является результатом государственной экспертизы данных устройств, которым определяется возможность внесения в реестр средств измерения.
В описании типа средства измерения прибора, которое является приложением к свидетельству об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A №63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 20.09.2016 года, указано, - устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления.
Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio 4 вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловатт-часах - что является показателем количества.
Также в техническом паспорте ТЕСНЕМ FHKV radio 4 прямо указано, что прибор ТЕСНЕМ FHKV radio 4 - это сертифицированный прибор для индивидуального учета потребления тепловой энергии что прямо соответствует определению «"индивидуальный прибор учета" абзаца 6 пункта 2 Правил 354.
По признаку определения количества коммунального ресурса, а указанный признак является единственным признаком для отнесения средства измерения к категории индивидуальных приборов учёта, является очевидным, что устройства для вычисления тепловой энергии Techem radio 4 являются индивидуальными приборами учёта, а не распределителями.
Кроме того, распределители отображают показания в условных единицах, которые можно применить для перерасчёта оплаты за отопление по формуле 6 приложения 2 к постановлению правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. Другой формулы для расчётов по показаниям распределителей законодательством не предусмотрено, и показания в киловатт-часах не могут быть применены для расчётов по этой формуле.
В описании типа прямо указано, что устройства в модификациях Vario S и Vario 4 отображают показания в условных единицах, которые определяют долю в общедомовом потреблении тепловой энергии и, соответственно - с вышеуказанным определением распределителя - являются распределителями.
В квартире истца установлены устройства в модификации radio 4, которые, как указано выше, вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловатт-часах и по этому признаку что очевидно, являются ИПУ. Модификация устройств указана в акте программирования устройств.
В соответствии со Свидетельством об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A № 63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 20.09.2016 года - устройства электронные для вычисления тепловой энергии «Techem» FHKV внесены в реестр средств измерения под № 65036-16. В соответствии с приложением к указанному свидетельству -описанием типа средства измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии «Techem» FHKV radio4 вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества.
Согласно ответа на судебный запрос ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытания в Воронежской области» от 30.04.2021, следует, что прибор учета ТЕСНЕМ FHKV radio 4, в соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерений ДЕ.С. 32.004.Ф № 63458, относится к типу средств измерений - устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии. Данный прибор учета в указанной модификации зарегистрирован в федеральном информационном фонде. Прибор учета ТЕСНЕМ FHKV radio 4, является индивидуальным прибором учета.
Ст. 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учёт потреблённого коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учёта, отсутствие которых восполняется применением расчётного способа и использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Этот принцип воспроизводится в части 2 ст. 13 ФЗ 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, в частности, что расчётные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта. Приведённым законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергосбережения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией предписания Гражданского кодекса РФ, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, (пункт 1 ст. 544 и ст. 548 ГК РФ). Таким образом, действующее правовое регулирование придаёт приоритетное значение данным приборов учёта энергетических ресурсов по сравнению с расчётными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Данные приборы учета в полной мере соответствуют требованиям законодательства, что подтверждается указанным выше Свидетельством № 63458 от 20.09.2016 года о внесении данных устройств в реестр средств измерения и описанием типа средства измерений.
Доводы ответчиков о том, что указанные устройства являются распределителями, а не приборами учета тепловой энергии, опровергаются материалами дела. Согласно приложению к свидетельству об утверждении типа средств измерений данные приборы являются именно приборами учета тепловой энергии, поскольку они вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловатт-часах.
В судебном заседании были допрошены специалисты ПАО «Квадра» - Генерирующая компания» Чуркин Д.В., Федоров А.В., предупрежденные об уголовной ответственности, за дачу ложных показаний которые суду пояснили, что прибор, установленный истицей в квартире относится распределителю и не является индивидуальным прибором учета, прибор меряет массу объема теплоносителя, температуру, все вычисляется на вычислителе тепловой энергии, регистрируется в гигкаллориях. Специалист Федоров А.В. пояснил, что данный распределитель, вычисляющий разницу температур, меряет долю потребления, которую отдает радиатор, на весь объем потребления жилыми и нежилыми. Вычислитель меряет температуру радиатора и температуру воздуха и разницу температур под введенным коэффициентом и пересчитывает в Киловатт/часах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данные приборы учета могут произвести измерение тепловой энергии, по которым производится расчет платы отопление.
Доказательств, свидетельствующих, что установленные истцом приборы учета некорректно или не в полной мере учитывают потребляемую истцом тепловую энергию, или установлены с нарушением требований, ответчиками не представлено.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для нанимателя (собственника) жилого помещения многоквартирного дома установлена ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых, которыми, в том числе, устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В пункте 80 Правил указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Поскольку ООО УК МКД «Жизнь» осуществляет ввод в эксплуатацию приборов учета и производит расчет за коммунальную услугу «отоплению» то управляющая компания является надлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении требовании Панасенко И.Е. к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования в части обязания ответчика ООО УК МКД «Жизнь» ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленные в квартире истца по адресу: <адрес> количестве трех штук.
Согласно подпунктам «т», «у» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг не вправе создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным обязать ООО УК МКД «Жизнь» осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством, исходя из показаний прибора учета с даты начала отопительного сезона 2021-2022 года.
При этом суд не принимает во внимание доводы о том, что прибор установлен не на границе эксплуатационной ответственности.
Поскольку из паспорта вычислителя тепла следует, что вычислитель предназначен для установки на радиаторы и конвекторы отопления любых типов, при горизонтальной и вертикальной одно- и двухтрубной разводке отопления, и измеряют потребляемую в кВтч. Приборы можно устанавливать только комплектом во всей расчетной единице: квартире, нежилом помещении, офисе, и других помещениях. При этом расчет за тепло по вычислителям возможен при оснащении ими даже одной расчетной единицы в доме, как при наличии так и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепла и отопления. Коэффициент перерасчета показаний вычислителя 1 кВтч=0,000860 Гкал.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушений при установке приборов учета не допущено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при подаче иска была оплачена госпошлина в размере 300 руб. Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то госпошлину в размере 300 руб. следует взыскать с ответчика ООО УК МКД «Жизнь» в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Требования Панасенко Ирины Евгеньевны к ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» удовлетворить частично.
Обязать ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии TECHEM FHKV radio4, установленные в квартире истца по адресу: <адрес>, в количестве 3 штук по вступлении судебного решения в законную силу.
Обязать ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» осуществлять расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с действующим законодательством, исходя из показаний прибора учета с даты начала отопительного сезона 2021-2022 года.
Отказать Панасенко Ирине Евгеньевне в удовлетворении требований к ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
Взыскать с ООО УК МКД «ЖИЗНЬ» в пользу Панасенко Ирины Евгеньевна расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд города Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Н.Н.Попова
Мотивированное решение
составлено 14.06.2021