дело № 2-1233/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2015 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,
при секретаре Нехорошевой А.В.,
с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Скорняковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах М.А.Н. муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ильинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд в интересах М.А.Н. с иском к МБОУ «Ильинская СОШ» о взыскании суммы недоначисленной заработной платы. Требования мотивированы тем, что М.А.Н. работает в МБОУ «Ильинская СОШ» в должности повара. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2015 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года №421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент 1,2. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.09.1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственныхучреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты в Ужурском районе размер заработной платы определен в сумме 6371 рублей. Размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.04.2015 года по 31.05.2015 года с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 9544 рублей, исходя из расчета: 5965 рублей +1789,5 рублей +1789,5 рублей. МБОУ «Ильинская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» 01.08.2012 года заключен договор №15 на бухгалтерское обслуживание. Согласно справке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» в апреле 2015 года М.А.Н. начислена заработная плата в размере 6371 рублей (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки), в мае 2015 года - 6371 рубль (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки). Сумма ежемесячной заработной платы должна составлять 9544 рублей. М.А.Н. недоначислена и не выплачена заработная плата за апрель 2015 года в размере 3173 рубля, за май 2015 года - 3173 рубля, а всего 6346 рублей. Обосновывая свои требования статьями 133, 133.1, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор просит взыскать с МБОУ «Ильинская СОШ» в пользу М.А.Н. сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.04.2015 года по 31.05.2015 года в размере 6346 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Скорнякова Ю.В. на удовлетворении требований настаивает по доводам, изложенным в иске.
М.А.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. От неё в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие. На удовлетворении исковых требований настаивает.
Представители ответчика МБОУ «Ильинская СОШ» и третьего лица МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и третьего лица.
Согласно ранее поступившему отзыву директора МБОУ «Ильинская СОШ» ответчик с исковыми требованиями не согласен, против их удовлетворения возражает. Как указывается в отзыве, не ниже минимального размера оплаты труда должен быть окончательный размер месячной заработной платы, выплачиваемой работнику, включающей, в том числе, стимулирующие и компенсационные выплаты, а не какая-либо из составных частей выплачиваемой заработной платы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» 01.01.2015 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей. Доводы о применении к рассматриваемым правоотношениям положений главы 50 Трудового кодекса полагают несостоятельными, так как Ужурский район Красноярского края в число территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не входит. Районный коэффициент к заработной плате установлен постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», процентная надбавка к заработной плате установлена постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». Данные выплаты устанавливались в целях повышения экономического потенциала соответствующих территорий, закрепления кадров на данных территориях. Указанные выплаты не являются выплатами лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С учетом того, что заработная плата М.А.Н. превышает минимальный размер оплаты труда, нарушение трудовых прав отсутствует. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно. Это означает, что при отсутствии стимулирующих и иных компенсационных выплат работник, тарифицируемый по 1 разряду, и работник значительно более высокой квалификации, тарифицируемый по 12 разряду, будут получать одинаковую заработную плату. Такие последствия будут противоречить положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Заслушав помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Скорнякову Ю.В., исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу статей 133, 135, 146 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеприведенных положений закона следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей в месяц.
Согласно постановлению администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в редакции постановления администрации края от 31.02.2001 года № 544-П), с 01.09.1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В судебном заседании установлено, что М.А.Н. работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ильинская средняя общеобразовательная школа» в должности повара, что подтверждается приказом о приеме на работу, трудовым договором.
Размер ежемесячной заработной платы М.А.Н. за период с 01.04.2015 года по 31.05.2015 года при полностью отработанном времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы не может быть менее 9544 рублей исходя из следующего расчета: 5965 рублей (МРОТ) + 1789,5 рублей (районный коэффициент 1,3) + 1789,5 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30%).
В соответствии со справками - расчетом за апрель и май 2015 года, предоставленными МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района», М.А.Н. начислена и выплачена заработная плата за отработанные дни в апреле 2015 года в размере 6371 рубль, за отработанные дни в мае 2015 года - в размере 6371 рубль.
Недоначисленная и невыплаченная заработная плата за этот период в общей сумме составляет 6346 рублей, исходя из следующего расчета:
- за апрель 2015 года - 9544 рубля (ежемесячная заработная плата) : 26 (количество рабочих дней в апреле 2015 года) х 26 (количество отработанных дней) - 6371 рубль (выплаченная заработная плата) = 3173 рубля;
за май 2015 года - 9544 рубля (ежемесячная заработная плата) : 23 (количество рабочих дней в мае 2015 года) х 23 (количество отработанных дней) - 6371 рубль (выплаченная заработная плата) = 3173 рубля.
Доводы ответчика о неправомерности исковых требований, по мнению суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Также суд не может принять доводы ответчика о том, что в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно, по следующим основаниям. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Также согласно правилам статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации размер заработной платы должен дифференцироваться в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. При этом обязанность по установлению обоснованной дифференцированной системы оплаты труда лежит на работодателе. Отсутствие или нарушение такой дифференциации в системе оплаты труда, действующей у работодателя, не должно влечь негативных последствий для работника в виде уменьшение размера его заработной платы ниже установленного законом. Такая дифференциация не должна достигаться за счет незаконного уменьшения размера заработной платы работнику.
Принимая во внимание, что начисление заработной платы производилось неправомерно в части начисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, суд пришел к выводу о взыскании с МБОУ «Ильинская СОШ» в пользу М.А.Н. недоначисленной заработной платы.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей государственная пошлина платится в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Таким образом, с ответчика МБОУ «Ильинская СОШ» необходимо взыскать государственную пошлину в размере 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Ужурского района в интересах Мухановой Ольги Николаевны удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» в пользу М.А.Н. сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.04.2015 года по 31.05.2015 года в размере 6346 (шесть тысяч триста сорок шесть) рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Макарова
Мотивированное решение составлено 14 октября 2015 года.