г.Светлоград
30 января 2012 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ульянова А.И.,
при секретаре – Шелудченко Т.А.,
с участием помощника прокурора Петровского района Ставропольского края – Баранова М.А.,
заявителя – Колесникова В.В.,
представителя заявителя Колесникова В.В. – Аксельрод А.В., действующей по доверенности,
председателя территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края – Редькина В.В.,
представителя территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края – Денисенко Е.Н., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесникова В.В. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Петровского района незаконным,
УСТАНОВИЛ:Колесников В.В. обратился в суд с заявлением и просит признать постановление территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** --- «Об отказе Колесников В.В. Васильевичу в удовлетворении заявления от ***» незаконным, возложить на территориальную избирательную комиссию ... обязанность рассмотреть заявление и представленные Колесников В.В. документы при повторном выдвижении кандидатом на должность главы муниципального образования села ..., мотивируя следующим.
*** территориальной избирательной комиссией ... вынесено постановление --- «Об отказе Колесников В.В. в удовлетворении заявления от ***».
На основании заявления от *** он обратился в ТИК ... по вопросу повторного рассмотрения его регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района, указав в данном заявлении, что им была в установленном законом порядке и в срок соблюдена процедура выдвижения кандидатом с представлением всех необходимых документов, в связи с чем, их повторное предоставление не требуется, представил новые подписные листы с подписями избирателей, собранными в период, отведенный для выдвижения кандидата, поскольку представленные первоначально подписные листы признаны ТИК Петровского района недействительными, что явилось препятствием для его первоначальной регистрации кандидатом.
В основание отказа в рассмотрении его заявления ТИК Петровского района указала, что им не соблюден установленный законом 25-дневный срок для выдвижения, который оканчивался ***, а также на то, что ранее *** на основании Постановления ТИК ... --- ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села ..., следовательно, им утрачен статус кандидата, в связи с чем, он не имеет права на повторное обращение по вопросу регистрации кандидатом.
Данные доводы не основаны на законе, соответственно, Постановление ТИК ... является незаконным по следующим основаниям.
В силу п.29 ст. 38 Федерального закона от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения. При этом ст.2 Закона № 67-ФЗ, в которой приведены понятия и термины к данному закону, понятие повторного выдвижения не раскрыто.
Законом № 67-ФЗ и ... от *** 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в ...» не предусмотрены порядок и сроки повторного выдвижения кандидатов и не указано, что порядок и сроки должны быть теми же, что и при первоначальном выдвижении кандидата. Также не указано, что документы, предусмотренные для выдвижения кандидата должны предоставляться в избирательную комиссию заново в полном объеме.
***. им в ТИК ... в соответствии с требованиями п.2 ст.33 Закона № 67-ФЗ подано уведомление о самодвижении кандидатом на должность главы муниципального образования села ... и представлены все необходимые для выдвижения кандидатом документы. *** в ТИК ... им сданы подписные листы с подписями избирателей.
Все документы, представленные им в ТИК ... ***, за исключением подписных листов, признаны ТИК Петровского района соответствующими закону, что подтверждается Постановлением ТИК ... от *** ---.
Таким образом, порядок и сроки выдвижения его как кандидата были соблюдены. Закрытие счета избирательного фонда при первоначальном выдвижении кандидатом и открытие нового счета избирательного фонда при повторном выдвижении кандидата не требовалось, поскольку им данный счет открыт не был по основаниям, указанным в ч.1 ст.58 Закона № 67-ФЗ, и о данных обстоятельствах имеется уведомление от него в ТИК .... Требования о повторном представлении одних и тех же документов для выдвижения кандидата Законами №№67-ФЗ и 37-кз не установлены. Все необходимые документы для выдвижения его как кандидата в ТИК ... имеются.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (Центризбиркомом РФ) разъяснений о порядке и сроках повторного выдвижения кандидатов к Закону № 67-ФЗ не давалось.
Однако, такие разъяснения давались в аналогичной ситуации. Постановлением Центризбиркома РФ от *** --- к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым также предусматривалось право на повторное выдвижение кандидата в случае отказа в регистрации кандидата и при этом повторного предоставления уже имеющихся документов не требовалось, на кандидата возлагалась лишь обязанность по новому представлению подписных листов с подписями избирателей. А именно в п.п.2, 4 Постановления Центризбиркома РФ от *** --- разъяснено, что согласно п.п.1, 2 ст. 45, п.1 ст. 47, п.5 ст.64 Федерального закона подписные листы и иные избирательные документы для регистрации кандидатов представляются в соответствующую избирательную комиссию не ранее чем за 85 дней до дня голосования и не позднее чем за 55 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени). Представление необходимого комплекта документов и есть предусмотренное Федеральным законом выражение воли (усмотрения) кандидата. Согласно п.п.6, 7 ст.47 и п.2 ст.91 Федерального закона в случае отказа в регистрации кандидата, предусмотренным п.п. «б» и «в» п.6 ст.47 Федерального закона, кандидат вправе при соблюдении установленных п.п.1,2 ст.45 Федерального закона сроков подать документы для регистрации в том же избирательном округе, где был выдвинут. В этом случае повторное уведомление окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата не требуется.
Таким образом, при повторном выдвижении кандидата достаточно предоставления только тех документов, которые явились препятствием для первоначальной регистрации кандидата.
В данном случае им повторно были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в период с *** по ***. Данные подписные листы не являются уточняющими либо дополняющими сведения в первоначально поданных подписных листах, а являются подписными листами, содержащими иные сведения других избирателей и их подписями. Произведена не замена ранее представленных подписных листов при первоначальном выдвижении кандидата, а повторная подача новых подписных листов в необходимом для регистрации кандидата количестве при повторном выдвижении кандидата. Все остальные документы, необходимые для выдвижения его как кандидата, в ТИК ... имеются и их повторной подачи не требуется. Повторное выдвижение кандидата по своему смыслу предполагает повторную подачу документов, устраняющих причины отказа первоначальной регистрации кандидата, и на повторное выдвижение кандидат имеет право на основании п,29 ст. 38 Закона №67-ФЗ.
В силу п.3 ст.10, п.2 ст.14 Закона ----кз самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется в период, установленный Законом ----кз для выдвижения кандидата.
В соответствии с данными нормами закона этот период был с *** с момента опубликования решения о назначении выборов - *** и по ***, то есть по истечении 25 дней после опубликования данного решения.
Уведомление о самодвижении и все необходимые документы им были представлены в ТИК ... ***, подписные листы с подписями избирателей были собраны в период с *** по ***, в том числе представленные при повторном выдвижении кандидата.
Таким образом, в соответствии с требованиями п.3 ст.10, п.2 ст.14 Закона ----кз порядок и сроки выдвижения кандидата, сбора подписей избирателей были соблюдены и реализация этих прав и обязанностей осуществлена своевременно.
Согласно п.1 ст.15.1 Закона ----кз для регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в эту избирательную комиссию документы, предусмотренные Федеральным законом. Данный срок истек ***.
Им представлены документы для повторной регистрации кандидата ***, то есть в установленный п.1 ст.15.1 Закона ----кз срок.
Доводы ТИК ... о том, что по состоянию на *** он утратил статус кандидата, поскольку ему *** было отказано в регистрации кандидатом, в связи с чем, он не имел права на представление документов, закону не соответствуют по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона ----кз право на подачу документов в избирательную комиссию имеет не зарегистрированный кандидат (в связи с чем, доводы об отказе в регистрации являются несостоятельными), а кандидат, представляющий данные документы для регистрации, в том числе для повторной регистрации. Согласно п. 2 ст.33 Закона № 67-ФЗ кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом № 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Такое его заявление в ТИК ... имеется и повторного представления заявления не требуется.
С учетом изложенного, им реализовано право на повторное выдвижение, соответствующее п.29 ст.38 Закона № 67-ФЗ, с соблюдением требований п.3 ст.10, п.2 ст.14, п.1 ст.15.1 Закона ----кз, а Постановлением --- ТИК ... лишает его данного права.
В судебном заседании Колесников В.В., его представитель Аксельрод А.В. поддержали доводы заявления и Аксельрод А.В. уточнила заявление и просила суд не придавать значения указанной в заявлении Колесников В.В., поданного последним *** в ТИК Петровского района, формулировке «у кандидата Колесников В.В. имеются подписные листы, и предоставляются дополнительно взамен ранее предоставленных подписных листов, подписи в которых признаны недействительными», а также добавила, что Федеральным законом --- ФЗ ни порядок ни сроки повторного выдвижения не установлены, и что они должны быть таким же как и при первоначальном выдвижении, из данного закона не следует. Кроме того, данным законом не установлены требования о том, что при повторном выдвижении кандидат должен заново представить документы, поданные при первоначальном выдвижении. Следует руководствоваться разъяснениями Центризбиркома по аналогии права. Подписи, которые были представлены повторно в ТИК собраны в тот же период, что и первоначально представленные. С учетом того, что срок подачи заявления о самовыдвижении Колесников В.В. истек ***, то при вынесении ТИК решения об отказе в регистрации кандидатом своевременно, а не ***, то кандидат мог еще раз представить все необходимые документы в ТИК, так как их оформление занимает около 30 минут.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края Редькин В.В., представитель территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края Денисенко Е.Н. возражали против удовлетворения заявления Колесников В.В., и Редькин В.В. пояснил, что *** кандидату на должность главы с.Шведино Петровского района Колесников В.В. было отказано в регистрации кандидатом ввиду несоответствия представленных им подписных листов действующему законодательству. Данное решение в настоящее время не отменено. *** Колесников В.В. в территориальную избирательную комиссию было подано заявление о повторном рассмотрении заявления о регистрации его кандидатом и представлены новые подписные листы. Полагает, что при повторном выдвижении кандидатуры, Колесников В.В. должен в установленные сроки – то есть до ***, представить заявление о самовыдвижение и необходимые документы, чего им сделано не было. Действительно, *** Колесников В.В. представил в ТИК документы, согласно перечню, указанному в законе, уведомил ТИК о своем самовыдвижении и после этого он вправе был собирать подписи избирателей в поддержку своего самовыдвижения с *** по ***. Данные подписи им были представлены *** и в течение 10 дней рабочая группа рассмотрела представленные кандидатом документы и подписные листы и *** было принято решение об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы .... Данное решение ТИК было обжаловано Колесников В.В. в судебном порядке и не было признано незаконным. С *** Колесников В.В. утратил статус кандидата и при желании повторно выдвинуться на избираемую должность, должен вновь уведомить ТИК, представить все необходимые документы и уже затем собирать подписи в свою поддержку. В поданном *** заявлении Колесников В.В. просил принять подписные листы и повторно рассмотреть вопрос о его регистрации как кандидата, что не соответствует нормам действующего законодательства и удовлетворении данного заявления Колесников В.В. *** было отказано. В территориальную избирательную комиссию подавались в установленные сроки заявления кандидатов о повторном выдвижении своих кандидатур в случае отказа в первоначальной регистрации и комиссией были повторно рассмотрены заявления одних и тех же кандидатов с положительным решением вопроса об их регистрации в качестве таковых. Повторного заявления о согласии Колесников В.В. баллотироваться на должность главы в территориальную избирательную комиссию не поступало.
В судебном заседании помощник прокурора ... Баранов М.А. полагал отказать в удовлетворении заявления Колесников В.В. и пояснил, что нарушений действующего законодательства ТИК по ... при рассмотрении заявления Колесников В.В. от *** допущено не было, кандидат на должность, после отказа в регистрации ***, должен был представить все необходимые документы, а не только подписные листы, в связи с чем, достаточных оснований для удовлетворения заявления Колесников В.В. не имеется.
Выслушав Колесников В.В., его представителя Аксельрод А.В., помощника прокурора ... Баранова М.А., представителей территориальной избирательной комиссии ... Редькина В.В., Денисенко Е.Н., изучив представленные документы в совокупности, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления Колесников В.В. следует отказать по следующим основаниям.
Решением Думы муниципального образования села ... от *** ---, на *** назначены выборы главы муниципального образования села ... по единому избирательному округу. Решение опубликовано в местном печатном органе ***.
В соответствии со ст.... от *** ----кз
«О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в ...», право выдвинуть свою кандидатуру по единому избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом и самовыдвижение кандидата по единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, то есть срок подачи заявления о самовыдвижении оканчивается ***.
В соответствии со ст.33 Федерального закона от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке, и соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от *** №67-ФЗ, самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Как следует из постановления ТИК ... --- от *** «Об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села ...» подписи избирателей на подписных листах с --- по --- были признаны недействительными и территориальная избирательная комиссия отказала Колесников В.В., выдвинувшему свою кандидатуру кандидатом на должность главы муниципального образования ... в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на указанную должность на основании п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при этом, как на то верно указывает заявитель, территориальная избирательная комиссия посчитала, что представленные кандидатом Колесников В.В. документы, за исключением подписных листов, соответствовали сведениям, указанным им в заявлении.
Из заявления Колесников В.В. от ***, принятого ТИК ... *** следует, что он просит принять подписные листы дополнительно взамен ранее представленных и повторно рассмотреть вопрос о регистрации его кандидатом, так как указанный в п.1 ст.15.1 Закона № 37-ФЗ срок, предусматривающий, что для регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию документы, не истек, и в силу п.29 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, кандидат имеет право на повторное обращение в случае отказа в регистрации.
*** территориальной избирательной комиссией ... заявление Колесников В.В. от *** было рассмотрено с отказом в его удовлетворении.
В обоснование принятого решения, территориальная избирательная комиссия указала, что *** Колесников В.В. уведомил территориальную избирательную комиссию ... о своем самовыдвижении на должность главы муниципального образования .... *** территориальной избирательной комиссией ... было принято постановление --- «Об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ...». Следовательно, по мнению территориальной избирательной комиссии ..., с момента принятия данного постановления гражданин Колесников В.В. утратил статус кандидата на должность главы муниципального образования ....
Указываемое в п.29 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право повторного выдвижения кандидатом комиссия сомнению не подвергла, однако, указала, что его реализация возможна лишь с соблюдением установленных законом порядка и сроковвыдвижения, указав, что с момента принятия территориальной избирательной комиссией ... постановления --- «Об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ...» гражданин Колесников В.В. утратил статус кандидата на должность главы муниципального образования ..., следовательно, право на представление документов, необходимых для регистрации кандидата утрачено в связи с утратой статуса кандидата. Повторно рассматривать вопрос о регистрации комиссия также не вправе, так как принятое территориальной избирательной комиссией ... постановление --- «Об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ...» в настоящий момент в обжалуемом порядке не отменено. До его отмены повторно рассматривать вопрос о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования ... Колесников В.В. комиссия не вправе.
Учитывая позиции сторон, приведенные аргументы в совокупности с действующим законодательством, суд пришел к выводу, что избирательной комиссией по ... было принято верное решение по заявлению Колесников В.В. от *** и доводы заявления Колесников В.В. о возможности повторного рассмотрения его заявления ввиду представленных иных подписных листов для решения вопроса о регистрации его как кандидата на выборную должность, несостоятельны.
Суд считает обоснованными доводы избирательной комиссии о том, что Колесников В.В. при повторной сдаче подписных листов нарушены требования п.29 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающие право повторного выдвижения кандидатом лишь с соблюдением установленных законом порядка и сроковвыдвижения, так как срок выдвижения кандидатом истёк ***
Порядок предоставления заявления о самовыдвижении кандидата, уведомление избирательной комиссии и предоставление документов кандидатом на выборную должность, с последующим сбором подписей в свою поддержку, в данном случае установлен указанными выше нормами ст.ст.33, 34 Федерального закона от *** №67-ФЗ. Установив именно такую хронологическую последовательность действий кандидата на выборную должность, законодатель, по мнению суда, закрепил определенный порядок действий, не позволяющий вольно трактовать указанные нормы в случае повторного самовыдвижения кандидата после отказа в регистрации кандидатом при первоначальном самовыдвижении по представленным документам и подписным листам в поддержку кандидата, как на то указывает Колесников В.В. и данная последовательность действий должна строго соблюдаться в каждом конкретном случае до принятия избирательной комиссией решения по существу представленных кандидатом документов.
Данный порядок действий Колесников В.В. не соблюден.
Поэтому, представление кандидатом *** повторно лишь подписных листов с подписями избирателей, собранных с *** по *** без выполнения установленных ст.ст.33, 34 Федерального закона от *** №67-ФЗ требований с целью принятия решения о регистрации кандидатом на выборную должность, влечет отказ в рассмотрении заявления в силу указанных норм – ввиду утраты *** Колесников В.В. статуса выдвинутого кандидата.
Колесников В.В. не оспаривается то обстоятельство, что повторно с заявлением в территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении он не обращался.
Ссылка Колесников В.В. на то, что в данном случае следует применить аналогию права в части разъяснения Центральной избирательной комиссией РФ от 25.09.1999 г. №16/134-3 к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым предусмотрено право на повторное выдвижение кандидата в случае отказа в регистрации кандидата, при этом повторного предоставления уже имеющихся документов не требуется, а на кандидата возлагалась лишь обязанность по новому представлению подписных листов с подписями избирателей, в данном случае неприемлема, так как Федеральный закон от 24.06.1999 №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 20.12.2002 №175-ФЗ, возникшие спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Ставропольского края от 26.06.2008г. 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», которые не позволяют усомниться в порядке повторного самовыдвижения кандидата на выборную должность, хронологии и последовательности его действия, не требующие по мнению суда дополнительных разъяснений.
Легитимность территориальной избирательной комиссии, порядок принятия ею решения судом проверен и сомнений не вызывает.
Доводы заявления представителя Аксельрод А.В. о необходимости своевременного, ранее ***, рассмотрения заявления Колесников В.В. о регистрации его кандидатом не могут быть приняты судом во внимание, так как процессуальные сроки территориальной избирательной комиссией ... нарушены не были, постановление --- «Об отказе Колесников В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ...» принято *** по представленным кандидатом документам.
Часть 2 ст.261 ГПК РФ обязывает отказать в удовлетворении заявления, если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
По указанным выше основаниям, суд не может возложить на территориальную избирательную комиссию ... обязанность рассмотреть заявление и представленные Колесников В.В. документы при повторном выдвижении кандидатом на должность главы муниципального образования села ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 260.1, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Колесников В.В. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** --- «Об отказе Колесников В.В. -.- в удовлетворении заявления от ***» незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Петровского районного суда
Ульянов А.И.