Дело 2-1084/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.
с участием прокурора Капелька А.Ю.,
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск к Цареву Ярославу Александровичу, Цареву Александру Сергеевичу, Коренной Анастасии Евгеньевне, Царевой Оксане Васильевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск (далее по тексту – КИО) обратился в суд с иском к ответчикам о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении.
В обоснование иска указал, что постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 17.10.2000 года № 408 жилое помещение, расположенное по адресу*** отнесено к категории служебных.
Царев Я.А. получил субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в соответствии с решением ФГКУ «Северрегионжилье» от 27.06.2016 № 1/2-13/410, из расчёта состава семьи 5 человека (в том числе на супругу Цареву О.В, ее дочь Коренную А.Е., сына ФИО1 отца Царева А.С.). Для получения жилищной субсидии Царев Я.А. и Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск подписали обязательство о сдаче жилого помещения, занимаемого ответчиком на основании договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: *** в двухмесячный срок с момента перечисления на банковский счет Царев Я.А. жилищной субсидии.
Указанное обязательство подписано также супругой Царевой О.В. и отцом Царевым А.С.
Ссылаясь на то, что Министерство Обороны выполнило свои обязательства по предоставлению Цареву Я.А. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, в связи с чем предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением не имеется, просит признать Царева Я.А., Царева А.С., Коренную А.Е., Цареву О.В., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 утратившими право пользования квартирой по адресу *** и выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилья.
В судебном заседании представитель истца, а также 3-го лица КРГХ администрации ЗАТО Североморск по доверенности Горбунов Д.А. заявленные исковые требования обосновал по доводам иска, просил удовлетворить. При этом, в связи с поступившими в материалы дела сведениями о том, что ответчики Царева О.В и ее дочь Коренная А.Е. выехали из данной квартиры, не поддержал в отношении них требование о выселении. Не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда сроком до 10 октября 2017 года.
Ответчик Царев Я.А. в судебном заседании заявленные требования не оспаривал, поскольку на полученную жилищную субсидию им приобретено жилое помещение в ***. При этом, указав, что контракт о прохождении военной службы заканчивается у него 02.10.2017, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 10.10.2017 года.
Ответчики Царева О.В. и Коренная А.Е., в судебное заседание не прибыли, согласно имеющейся в материалах дела телефонограммы, Царева О.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1. пояснила, что они с дочерью Коренной А.Е. и сыном Царевым Р.Я. фактически с июня 2017 года проживают в г***, против удовлетворения заявленных требований не возражала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Царев А.С., также извещенный судом посредством телефонограммы, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не высказал.
3-е лицо – Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и ЗАТО г.Островной представителя в судебное заседание не направил, представив письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Представитель 3-го лица – ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ также в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, представив истребованные судом документы.
Управление образования ЗАТО г.Североморск, являясь уполномоченным органом по исполнению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, представило заключение по иску, в котором просило о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего иск основанным на законе, суд находит исковые требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерат или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как предусмотрено частью 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г.Североморск от 26.04.2017 № 388, что жилое помещение по адресу: Мурманская *** является собственностью муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
На основании постановления администрации г.Североморск от 17.10.2000 года № 408 данная квартира отнесена к категории служебных жилых помещений и на основании договора найма служебного жилого полмщения № 707 от апреля 2012 года предоставлена для проживания Цареву Я.А., а также членам его семьи: отцу Цареву А.С, супруге Царевой О.В., дочери супруги Коренной А.Е.
29.10.2015 между КРГХ администрации ЗАТО Североморск в лице и.о. председателя Комитета Сахарова А.В. и Царевым Я.А. подписано обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, согласно которому последний принял на себя обязательство в двухмесячный срок с даты реализации жилищной субсидии освободить со всеми совместно проживающими с ним членами ее семьи спорную квартиру с сдать ее в установленном законодательством РФ порядке. Указанное обязательство подписано также супругой Царевой О.В. и отцом Царевым А.С.
Из материалов дела следует, что Цареву Я.А. на основании решения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 27.06.2016 №1/2-13/410 на состав семьи из *** человек, в том числе на супругу Цареву О.В., сына ФИО1 дочь жены Коренную А.Е. и отца Царева А.С. предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере *** рублей.
Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 04.07.2016 №1/2-14/300 капитан Царев Я.А., *** года рождения снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением платежным поручением *** от 29.06.2016 на банковский счет жилищной субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения от 27.06.2016 №1/2-13/410.
Однако, как следует из справки формы №9 и не оспаривается ответчиками, они до настоящего времени зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ***
Обязательство о сдаче указанного жилого помещения от 29.10.2015 ответчиками не исполнено.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих » государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия ) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 4. ст. 15 указанного Федерального закона норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, определяется Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
П. 16 ст. 15 указанного Федерального закона установлено, что при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему- гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76 (далее - правила) норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учитывается наличие обязательства военнослужащего и (или) членов его семьи о сдаче занимаемого жилого помещения. В случае, если такое обязательство не дано, при расчете субсидии учету подлежит занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч.2 ст.51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" утверждена рекомендованная форма решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) (далее - решение о предоставлении). Из указанной формы видно, что при принятии решения о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) учитывается общая площадь жилого помещения занимаемого военнослужащим по договору социального найма.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что обязательство о сдаче и освобождении жилого помещения, занимаемого военнослужащим - гражданином Российской Федерации, а также гражданином Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - военнослужащие) и членами его семьи по договору социального найма является обязательным условием предоставления жилищной субсидии в полном объёме, т.е. не уменьшенной на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма).
Предоставление жилищной субсидии считается исполнением государством обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего (гражданина уволенного с военной службы) и членов его семьи.
Реализация права военнослужащего на получение жилищной субсидии в полном объёме напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ч. 1 ст. 83 ЖК РФ и ст. 309 ГК РФ. В случае предоставления военнослужащему жилищной субсидии в полном объёме право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается, а соответственно прекращается право пользования жилым помещением.
Исполнение военнослужащим обязательства о сдаче и освобождению жилого помещения, занимаемого военнослужащим на основании договора социального найма, после предоставления жилищной субсидии в полном объёме основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного, сверхнормативного предоставления жилья от государства.
Таким образом, со дня получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, Царев Я.А. обязан был выполнить условия обязательства по освобождению занимаемого им жилого помещения, что сделано не было.
09.01.2017 КИО направило Цареву Я.А. требование об освобождении жилого помещения № 52, которое получено ответчиком 20.01.2017, однако на момент обращения с иском в суд спорное жилое помещение ответчиками в установленном порядке не сдано.
В соответствии со статьями 288, 304 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжение принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Частью 1 статьи 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При этом суд принимает во внимание, что ответчики не относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, и не состоят в предусмотренном законом порядке на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона, суд полагает обоснованным требование КИО Администрации ЗАТО г.Североморск о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: ***
При этом ответчиком Царевым Я.А. заявлено ходатайство о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суда сроком до 10.10.2017
Принимая во внимание приведенные в обоснование заявленного ходатайства доводы о том, что 02.10.2017 у Царева Я.А. заканчивается контракт о прохождении венной службы, подтвержденные соответствующей справкой в/ч ***, в связи с чем он нуждается в постоянной регистрации по месту жительства до указанного времени, отсутствие возражений со стороны истца, суд полагает возможным в части признания ответчика Царева Я.А. утратившими право пользования жилым помещением и выселении предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 10.10.2017 в порядке ст. 203, 434 ГПК РФ.
Настоящее решение суда в соответствии с требованиями, установленными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713) является основанием для жилищных органов снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина за рассмотрение спора в суде, от уплаты которой истец в силу статьи 333.36 НК РФ освобожден, в сумме 300 рублей.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 56-57, 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск – удовлетворить.
Признать Царева Ярослава Александровича, *** года рождения, Царева Александра Сергеевича *** года рождения, Коренную Анастасию Евгеньевну, *** года рождения, Цареву Оксану Васильевну, *** года рождения, ФИО1, *** года рождения утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** и выселить Царева Ярослава Александровича, ФИО1 и Царева Александра Сергеевича из указанной квартиры без предоставления иного жилого помещения.
Предоставить Цареву Ярославу Александровичу отсрочку исполнения решения до 10.10.2017 года.
Взыскать Царева Ярослава Александровича, *** года рождения, Царева Александра Сергеевича *** года рождения, Коренной Анастасии Евгеньевны, *** года рождения, Царевой Оксаны Васильевны, *** года рождения государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 75 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Фомина